Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 29

Повесть скорее адресована старшему читателю журнала — среднего школьного возраста. Ребят этого возраста привлекает литература о сверстниках, они часто проецируют героя и его поступки на себя и наоборот, чтобы разобраться в волнующих их вопросах. Поиск себя, своего места в мире — все переживания героя будут близки детям. Но все-таки большинство повестей соответствуют основному читательскому адресу «ЧЁ» (младший школьник): «Дом 22, квартира 16» А. Шевченко, «Шурочка» Е. Вощининой и др.

Основной жанр произведений, публикуемых в «Чиже и Еже» — рассказ. Есть рассказы и для маленьких и для «больших» читателей, веселые и грустные, большие и совсем маленькие. В. Мельников в произведении «Если друг оказался — круг» в шуточной форме рассказывает о геометрических фигурах. Автор играет словами,  а в самом повествовании после слова дано его изображение, что, безусловно, весело, наглядно и понравится малышам: «В нем все линии выглядят очень прямолинейно, но и округло в одно и тоже время. Прямые (рис.) если смотреть издали. А если приглядеться, да еще воспользоваться увеличительным стеклом, очень даже круглые (рис.)»[56].

Современной детской литературе очень не хватает “школьной повести”, нет ее и в «ЧЁ». Но в журнале есть актуальные рассказы о школьной жизни. В «Редкой фамилии» В. Коровина (выпуск 2-3, 2002) речь идет о сложных отношениях между школьниками, о зависти друзей и о неумении со всем этим справиться. Стараясь сделать героев реалистичными, автор использует сленг, просторечную, грубую лексику при создании их речевого портрета. Но употребление такой лексики слишком частотно, персонаж получается грубым, нереалистичным:

« — Холодная, ты что, до сих пор не въехала, почему Задонский бросил тебя и переметнулся к Балашовой?

— Потому что он дурак и бабник»[57].

Добрые и смешные рассказы о детях пишут Т. Жиркова, Т. Кудрявцева. Герои произведений совершают благородные поступки, умеют дружить по-настоящему, очень наблюдательны и умны не по годам.  В № 25-26 опубликован рассказ начинающего  писателя Л. Башкова (ему 74 года) «Первая охота». Автор замечательно описывает природу, звуки, окружающие юного охотника. Мальчик долго отслеживает добычу, выжидает, сидит в засаде, но доброе детское сердце спасает дичь: «Спасибо, милая уточка, что ты осталась жива»[58]. На страницах журнала нет скучного поучения и назидания, но персонажи рассказов становятся примером для подражания.

«Слава Богу, обо мне, пожалуй, нельзя сказать: впал в детство. Я из него и не выпадал»[59], — сказал В.  Гусев. Все авторы «Чижа и Ежа» смотрят на жизнь детскими глазами. И именно поэтому, вор С. Махотина (№19-20) не крадет, а, наоборот, при помощи своих навыков помогает по дому и находит пропавшие вещи. А суровым пес А. Етоева оказывается хорошим и верным другом: «Вообще-то злой он был только снаружи, только на рыжую лохматую морду и желтые, нечищеные клыки. Внутри Бобик был добрый пес»[60].

Для младших школьников в журнале публикуются сказки, а также произведения, которые сами дети называют приключениями (литературная сказка). В первом выпуске 2002 года можно прочитать литературную сказку «Дил и день рождения» Б. Вебера. Дил завидует своему другу Джошуа, у которого День рождения. Крокодила мучают зависть, с которой он старается совладать. И, как и положено хорошей сказке, побеждает добро —  герой справляется с трудностями и оказывается, что у него тоже есть День рождения. В сказке интересный сюжет, много смешного, но неудачный перевод («К концу праздника Дил окончательно впал в мрачность»[61]), что неуместно в качественном литературном журнале для детей.

Как и многие произведения, опубликованные в «Чиже и Еже», сказки учат детей видеть прекрасное вокруг них, никогда не унывать и быть не такими как все. В «Сказке о грустной собаке и удивленной лошади» А. Кутерницкого (№ 29-30) представлены два противоположных взгляда на мир, слышен призыв ни при каких обстоятельствах не грустить и не опускать руки. Казалось бы, тяжело донести эти мысли до юного читателя. Но лошадь, которая умеет удивляться, и в самом обычном видит чудесное, объясняет читателям, что:  «Жить на свете интересно и весьма приятно. Просто надо удивляться. Хоть чуть-чуть. Хоть самую капельку»[62].