Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 12

«Еж» писал и на эти темы, но делал он это не декларативно и педантично, а увлеченно и страстно. Сухие цифры оживали, приобретали удивительную эмоциональность и зримость, когда М. Ильин, автор многих очерков и статей о пятилетке («Тысяча и одна задача», «Цифры-картинки» (1929, №10), «По огненным следам» (1930, № 1), «Новый помощник» (1930, № 8), «Перестройка пустыни» (1934, № 5), «Живая карта» (1934, № 11) и др.), подсчитывал вместе со своими читателями реальность выполнения планов, раздумывал над трудностями, возникавшими в процессе работ, и пытался найти пути разрешения этих трудностей. Ребенок не чувствовал себя сторонним наблюдателем, он вместе с автором рассматривал удивительную карту электрификации страны, на которой «вереница белых огней повисла на извилистой линии Волги, голубое созвездие осветило горы Кавказа, яркий костер вспыхнул на Днепре, засветились огни на Урале, в Сибири, в Туркестане»[26]; был озабочен судьбой Волги и Каспия и присоединялся к решению сессии Академии наук «присудить Волге дополнительный водный паек»[27]. Удивительна и еще одна особенность очерков М. Ильина: о чем бы ни шла речь, он умел, не нарушая общей канвы повествования,  дать много интересных попутных сведений о занимавшем его явлении. Так, если он рассказывал ребятам о планах преобразования пустыни, то рассказывал и о том, как пустыня переделала животных и растения. Читатели узнавали о том, что «есть на земле пустынные озера, в которых водятся рыбы с легкими»[28]. Здесь же М. Ильин сообщал и о том, что «в Египте, около Каира, работает солнечная станция на 50 лошадиных сил. Есть несколько установок в Тунисе и Алжире»[29], и что наши ученые запланировали в своей борьбе с пустыней использовать солнечную энергию, силу ветра, горы и особенности замечательного кустарника кандыма. Автор пытался сосредоточить внимание на том, что могло бы привлечь ребенка, и при этом создать материал, соответствующий требованиям того времени.

Задорны и остроумны очерки специального корреспондента журнала С. Бочкова, для которого характерно было, прежде всего, умение несколькими штрихами передать не только обстановку, но и портреты, и характеры людей, с которыми он встречался. Обстоятельны и интересны очерки М. Ивского и С. Безбородова. Не ограничиваясь рассказом о достижениях пятилетки, авторы делали экскурсы в прошлое, что позволяло ребятам нагляднее представить огромные изменения, происшедшие в жизни страны. Это опять-таки было оригинальной особенностью публицистических материалов «Ежа». Например, в очерке С. Безбородова «Урало-Кузбасс» (1931, № 23-24), разбитом на отдельные главки, каждая из которых носит вполне законченный характер, материал дан в историческом аспекте: здесь прослеживается вплоть до наших дней история Кузнецкого бассейна и «чудесной горы» Магнитной, из которой выжигали железо еще повстанцы Пугачева. Короткие информационные сообщения, заметки, очерки, статьи чаще всего сопровождались выразительными фотографиями и рисунками.

В «Еже» довольно часто для освещения всевозможных событий использовались рисунки и фотографии с короткими пояснительными текстами. Так, в № 5 за 1933 г. фото-заставка показывала, как фашисты в Германии лезли в окна дома, где, по их предположениям, находилась редакция газеты «Rote Fahne», а в № 22 за 1931 г. фотографии и рисунки рассказывали читателям о том, что в Англии произошла смена правительства, и в связи с этим по стране прокатилась волна забастовок, причем бастовали не только рабочие, моряки, учителя, но даже полицейские.

В журнале публиковались письма американских, датских, немецких, чехословацких, австрийских, бельгийских, норвежских и швейцарских пионеров. Чаще всего пионеры Запада рассказывали о своей жизни или о жизни своих пионерских коллективов. При этом в «Еже» не просто перепечатывали очередное письмо, чтобы донести до читателей еще один факт или событие из жизни за рубежом, но и пытались придать письмам художественность. Для этого на помощь маленьким корреспондентам приходили сотрудники журнала, которые занимались литературной обработкой текстов писем, при этом не лишая их особенностей детской речи.