Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 26

Одна из самых интересных литературных рубрик журнала — «Дети — взрослым». А интересно она тем, что вся принадлежит детям. «В рубрике “Дети — взрослым” о хорошем и плохом, о трудном и легком, о простом и сложном будут писать и рисовать только несовершеннолетние авторы!»[52] Здесь печатают детские рассказы, стихи и рисунки.

В «Чиже и Еже» можно увидеть и противоположную ей рубрику «Взрослые — детям». Она в чем-то схожа с «Новой библиотекой ЧЁ» и есть не во всех номерах журнала. Ее наполнение не всегда одинаково. В разделе рассказывается о талантливых людях, но это не скучная биография. Часто затем публикуется произведение автора, речь о котором идет в разделе. Когда серьезный материал преподносится в диалоге Чижа и Ежа, он оказывается занимательным. Именно так рассказывают редакторы о Павле Флоренском, знаменитом философе, инженере, изобретателе, священнике, авторе книги стихов, математике, историке, специалисте по древнерусскому и средневековому искусству, преподавателе и редакторе журнала (№ 37-38). В рубрике печатается страницы воспоминаний Флоренского «Детям моим». И сам способ подачи материала (в диалоге) и объяснение слов (например, философ) указывают на то, что текст рассчитан на младшего школьника. Однако публикация будет интересна скорее для детей 10-12 лет, но для них материал нужно было изложить в более серьезной форме. В статье «В стране Гайдарии» Л. Ивановой (№ 19-20) удается заинтересовать ребенка, рассказывая, как она воспринимала произведения Гайдара в детстве, и какой отпечаток они оставили в ее душе. Текст, опять же, рассчитан на старшего читателя журнала. Недостатком можно считать то, что нет информации о самом авторе статьи, перечислены произведения Гайдара, но не приведен отрывок, чтобы ребенок мог ознакомиться с творчеством автора. Можно только положиться на мнение Л. Ивановой.

Все-таки в рубрике встречается материал, рассчитанный и на младшего школьника. Так в выпуске 2-3 (2002 г.) речь идет о редакторе журнала «Звезда», писателе, поэте, историке, публицисте Я. А. Гордине. Это не большая статья, а рассказик, который будет интересен малышу, ведь в нем говориться, что Я. Гордин написал своему сыну стихи, которые можно прочитать на этой странице.

«Что такое хорошо, и что такое плохо?» — непостоянная рубрика «Чижа и Ежа», которая появляется уже в первом номере. Поэты и писатели, каждый по своему, пытаются ответить на вопрос что такое хорошо, и что такое плохо. В произведениях этого раздела, как правило, поднимаются серьезные темы, а с их героев можно брать пример. Здесь нет скучного нравоучения, умных советов, но смысл должен достигать своей цели — научить ребенка принимать правильные решения и быть достойным человеком.

Довоенные «Ёж» и «Чиж» были полны выдумок, загадок, ребусов, головоломок. Все это в новом журнале сконцентрировано в разделе «Рыбогусепёсеход». Это еще одна непостоянная рубрика, которая существует уже 10 лет. «Его разделы…всего за один день позволят неучам, скандалистам, разнузданным хулиганам, зазнайкам, мрачным лодырям и драчунам превратиться в пытливых, весёлых, умных и, главное, добродушных деток!»[53] Здесь есть и детективы, во время чтения которых ребенок должен стать сыщиком и найти единственное правильное решение, и игра со словами, и то, что называлось в старых журналах «Зоркий глаз» — зашифрованные картинки. Весь этот материал сопровождается замечательными текстами. Раздел заинтересует ребенка и не даст ему заскучать или устать от чтения.

До 2003 г. в «Чиже и Еже» была постоянная рубрика «Независимый информационный листок о жизни чижей и ежей». Всего их было 7 (каждый листок нумеровался). Рубрика была похожа на доску объявлений, где располагались последние новости журнала и издательства. Также здесь всегда печатались кроссворды, подводились итоги конкурсов. В  № 19-20 появляется аналогичный раздел «Новости Чижа и Ежа». Но его функции более узкие — он только информирует о событиях, связанных с детской литературой.