Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 33

Иллюстрации Юлии Далецкой есть почти во всех номерах. Чаще всего художник использует карандаш и акварель, благодаря чему рисунки получаются очень легкими, сочными. А черно-белую иллюстрацию к стихотворению И. Смольникова «Картина» (№ 21-22), рядом с которой написано «раскрась», так и хочется расписать акварелью, как это делает Далецкая. Художник точно передает тональность всего произведения и состояние главного героя. Ее крокодил («Дил и День рождения», выпуск первый, 2002) хоть и ходит на двух ногах и разговаривает, все же остается крокодилом с мощным хвостом и короткими лапами, наделяется умными глазами и доброй зубастой улыбкой. Особенно хорошо Далецкой удалась девочка из неблагополучной семьи —  Надька («Надькины времена года», № 19-20, 2004) (см. приложение 8). Ребенок сидит на скамейке, на фоне облупленной изрисованной стены, а на руках держит почти единственного друга — грязно-белого котенка Мэйсона. «Они с Надькой похожи: никому до них дела нету» — именно эти строчки заключает в себе рисунок, об этом говорит тоска в глазах ребенка. Иллюстрация статична, но отражает основную мысль рассказа и заключает в себе неимоверно сильные эмоции, вызывает сочувствие, заставляет задуматься.

А вот картинки Тамары Жук есть абсолютно в каждом журнале «Чиж и Ёж». Именно она создала главных героев — Чижа и Ежа, — которые спорят на страницах журнала, рассказывают читателям много нового, поясняют, задают вопросы и проводят конкурсы. Чиж и Еж всегда черно-белые, нарисованы простым карандашом. Они очень деятельные, никогда не сидят на места, на каждой иллюстрации в движении.

Своеобразны и узнаваемы иллюстрации Александра Кобяка. Художник использует приглушенный цвета, а иногда его рисунки и вовсе черно-белые. Его картинки напоминают чертежи со множеством линий, стрелок, которые задают направление движению. Рисуя достаточно точно и конкретно, Кобяк оставляет огромное пространство для фантазии ребенка. Такая манера изображения как нельзя лучше подошла для выполнения иллюстраций к сказке Е. Шварца «Рассеянный волшебник» (№ 19-20, 2004). Иван Иванович Сидоров — добрый волшебник, прекрасный инженер, окружен угольниками, чертежами и дивными изобретениями. Художник прорисовал каждый шов и винтик, иллюстрации предельно насыщены деталями, которые интересно разглядывать и придумывать им назначение (см. приложение 9). Все герои художника похожи на сказочные машины, дельфин становится подводной лодкой или ракетой, взлетающей к луне («Белый дельфин», выпуск 2-3, 2002). А вот краб, не считая “железной обшивки”, вполне реалистичен, хотя в рассказе говорится, что у него восемь глаз. Для младшего школьника иллюстрация пока еще играет не меньшую роль, чем сам текст, поэтому такие промахи художника недопустимы. 

Алексей Бахтин любит размещать свои рисунки с краю. Они очень маленькие, напоминают комиксы, нарисованные детской рукой. В «Сверхсекретном документе» (выпуск 2-3, 2002) картинка есть почти к каждому абзацу, по комиксу можно восстановить сюжет произведению, а также проследить смену настроения рассерженного короля (см. приложение 10).

Светлана Атнагулова выделяет в произведениях главное, ядро, на котором и строит свои иллюстрации. Оформляя «Сказку о грустной собаке и удивленной лошади» А. Кутерницкого (№29-30) художнице удалось передать эту разницу взглядов на одни и те же вещи. А в рассказе «Сокровища моей бабушки» Е. Ракитиной (№ 37-38) Атнагулова не нарисовала персонажей. Главное для художницы — это вещи, дорогие сердцу бабушки, предметы, хранящие ее воспоминания. Но в одной из главных иллюстраций допущена неточность, которая может удивить читателей. Изображен телефон, по которому дедушка в первый раз признался в любви бабушке. Герои хотят его починить, приделав новую трубку. «Ну что же это за телефон будет: сам чёрный, а трубка зелёная. Художник изображает все с точностью до наоборот.

Ольге Капустиной удалось объединить три стихотворения о войне Мориса Карема  в одной иллюстрации (№23-24).

Война!.. Игрушечные каски