Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 23

В «Чиже и Еже» есть и молодые авторы, но, к великому сожалению, многие из них печатаются в журнале однократно. Н. Скороход говорит, что так было, например, с Катей Пицык. Она, действительно, писала хорошие стихи для детей, но потом перестала. Девушка журналист, и, видимо, это работа приносит больше дохода. У журнала теперь есть еще одна талантливая девушка автор — Ярослава Соколова. В «Чиже и Еже» уже опубликованы ее «Рассказ о маленькой монетке» и стихотворение «Осоловелый соловей», а в портфеле редакции есть и другие ее замечательные произведения.

§2. Структура журнала «Чиж и Ёж»

В «Чиже и Еже» мы нигде не найдем указание на какой читательский возраст ориентирован журнал. В одном из интервью Н. Скороход утверждает: издание рассчитано на младшего школьника. Но с этим едва ли можно согласиться. В каждом номере есть материал для детей разного возраста, от 6 до 12 лет. Конечно, это является большим недостатком «Чижа и Ежа». Ребенку может надоесть перелистывать журнал в поисках того, что ему будет понятно или интересно. К тому же материал, рассчитанный на такой разный возраст, трудно разместить в одном издании, в этом случае необходимо его разграничение: в отличие от шестилетки, двенадцатилетний ребенок нуждается в совершенно другой информации.

Эта неопределенность бросается в глаза уже на первых страницах — при изучении содержания. Оно трансформируется на протяжении всей истории издания нового журнала. Иногда содержание располагается на обороте  передней сторонки обложки, где ребенок найдет его без труда и, скорее всего, прочитает. Конечно, такое размещение содержания удобнее для малыша. С № 3-4 (2003 г.) и до № 23-24 (2005 г.) содержание было вытеснено в самый конец журнала, на заднюю сторонку обложки, и оно могло быть полезно уже только для старших читателей или для родителей. А вот в 2002 г. содержание вообще отсутствует. Журнал не настолько большой, чтобы читатель не смог ориентироваться по нему самостоятельно, но отсутствие содержания — недоработка редакции.

“Метаморфозы” присущи и способу подачи содержания. Иногда оно достаточно традиционно — сначала название произведение, затем писатель. В первых номерах в содержании указывался и иллюстратор. Зачастую художники не так известны, как писатели, но от них не в меньшей степени, а иногда и в большей, зависит успех книги или журнала. Первоначальное содержание в «ЧЁ» приучало юного читателя запоминать имена талантливых людей. В дальнейшем это уходит из содержания.

Несомненное достоинство заключается в том, что указывается жанр публикуемого материала (Стр. 4 — НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ, миниатюра Александра Етоева. Стр. 12 — ПРОСТО ЧУДО и др. стихи Михаила Яснова. Стр. 14 — ДУРЫЩА, байка Милы Блиновой[49]). Младшие дошкольники узнают, что художественно-литературные произведения могут отличаться друг от друга, а читатели постарше смогут понять разницу между рассказом и повестью, стихотворением и поэмой.

В журнале можно встретить и другое содержание, где не отражено точное название произведения, но в этом его тайна, которую обязательно захочется раскрыть («Как Кутерницкий заставил хохотать самолеты»[50]). Или в содержании задается вопрос, ответ на который обязательно должен быть в журнале на указанной странице:  «Чем отличаются день и ночь?» ответ отыщется в замечательных стихах Хармса, узнать «Куда и откуда растут усы?» ребенок сможет, прочитав рассказик Савелия Сизовског (№ 3-4, 2003). Младшие школьники лучше усваивают информацию в игровой форме, они «почемучки». Желательно суметь сразу завладеть их вниманием, и такое содержание справится с этой задачей, но для старших читателей неприемлемо.

Довоенных «Ежа» и «Чижа» можно отнести к классическим детским журналам. В таких изданиях традиционная логика построения номеров. На первых страницах всегда размещается материал, посвященный различным датам. Затем публикуются стихи, проблемные статьи, рассказы, рисунки, юмористические страницы, фотоснимки, рубрики, в которых ребятам предлагается сделать что-нибудь своими руками. В современном же «Чиже и Еже» достаточно трудно располагать материал по таким принципам, ведь это литературный журнал, и большинство материала — художественные произведения. В «Чиже и Еже» объемные произведения чередуются с небольшими; разработана такая система рубрик, которая не позволяет заскучать ребенку, а журнал делает “динамичным” и разнообразным.