Журналы «Ёж» и «Чиж»: история и современность, страница 3

Вторая часть диплома в еще большей степени является самостоятельным исследованием, т. к. о современном «Чиже и Еже» пока написано крайне мало.  В основном, информацию о журнале можно найти в различных интервью главного редактора издания Натальи Скороход. Также интерес представляет статья Е.А. Никитиной «Детская пресса глазами детей». В ней автор выясняет, что  нравится и что не нравится читателям, которым адресованы детские журналы.

Одна из целей дипломной работы заключается в том, чтобы  воссоздать в реданализе «лицо» советских журналов «Ёж» и «Чиж» и современного журнала «Чиж и Ёж», определить  роль этих изданий для детской аудитории своего времени.

Другая цель — выяснить, действительно ли журнал «Чиж и Ёж» следует традициям довоенных журналов «Ёж» и «Чиж» или же он является новым изданием с похожим названием. В работе отражены сходные черты нового и старых журналов, его отличия от них, его преимущества и недостатки.

Глава 1.  Журналы «Ёж» и «Чиж»: опыт издания  (1928 – 1941)

§1. История создания журналов «Ёж» (1928 – 1935)  и «Чиж» (1930 – 1941)

С 1920-х гг. начинается эпоха детских журналов, в том числе пионерских. Значительную роль в истории детских журналов сыграла созданная в 1922 г. пионерская организация.

В 1922 г. в Москве и 1923 г. в Петрограде вышли два однотипных журнала: «Юные товарищи» и «Барабан». Они были посвящены организаторским вопросам пионерского движения. Это были первые советские общественно-политические журналы для детей. Просуществовали они около года. «Многочисленные периодические издания того времени — “Юный Спартак”, “Ленинские искры”, “Пионер”, “Барабан”, “Новый Робинзон”, “Дружные ребята” и многие другие — выполняли грандиозный заказ времени с пылом, который бывает сродни лишь эпохам великих революционных преобразований»[2].

Тем не менее, выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж» и «Чиж» не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. «Еж» предназначался детям среднего школьного возраста — 11-13 лет, «Чиж» — детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста — 6-7 лет. Вдохновителем и идейным руководителем тесно связанных между собой редакций этих журналов был один из основоположников советской детской литературы — С. Я. Маршак. Сотрудниками журналов были писатели, оставившие яркий след в истории советской литературы: Н. Заболоцкий, Е. Шварц, Л. Пантелеев, Н. Олейников, Д. Хармс, А. Введенский, Б. Житков, Е. Чарушин, М. Ильин и другие. По словам В. Шкловского, тогда к С. Маршаку “примагнитились” разные люди «…и все вместе образовали литературную солнечную систему»[3]. На страницах «Ежа» и «Чижа»  публиковались разнообразные художественные произведения, зарождалась художественная публицистика для детей. Чтобы возбудить интерес юных читателей, редакция искала новаторские формы и способы подачи материалов.

«Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, <...> озорных детских журналов», — писал бывший сотрудник «Ежа» и «Чижа» Н. Чуковский. «В российской детской журналистике это явление уникальное, вряд ли с чем-то сравнимое, а потому неповторимое»[4]. Иногда критики называли эти издания юмористическими. Но с такой характеристикой согласиться трудно. Это были журналы литературно-художественные, художественно-публицистические и научно-художественные одновременно — и в то же время веселые, остроумные и изобретательные. «До революции журналов с такими названиями не было и не могло быть. “Мирок”, “Солнышко”, “Тропинка”, “Звездочка”... Эти названия кажутся приторно слащавыми и невыразительными по сравнению с резко звучащими, глубоко продуманными, остроумно расшифрованными самой редакцией названиями “Ёж” (Ежемесячный Журнал) и “Чиж” (Читай Интересный Журнал)»[5].

О «Еже» и «Чиже» обычно пишут, рассматривая их как единое целое. Как единое явление «Еж» и «Чиж» воспринимались и самими сотрудниками этих изданий: