Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика социально-культурной сферы", страница 9

Семинарское занятие проводится в рамках изучения темы 3 (2 часа).

Цель занятия: закрепить и расширить знания студентов, полученные в ходе лекций и работы со специальной литературой относительно традиционных принципов размещения организаций культуры и искусства по территории России и тех тенденциях, которые наблюдаются в настоящее время в связи с развитием в стране рыночных отношений.

Вопросы для обсуждения

1. Общие положения и принципы размещения организаций культуры и искусства.

2. Сеть государственных объектов культуры и ее характеристика.

3. Факторы размещения организаций социально-культурной сферы.

4. Проблемы и перспективы территориального размещения государственных и частных организаций социально-культурной сферы в рыночных условиях.

Рекомендации по подготовке к семинару

При подготовке к первым двум вопросам студентам необходимо самостоятельно ознакомиться с принципами и нормативами территориального размещения объектов социально-культурного назначения, существовавшими в доперестроечное время и достаточно подробно изложенное в учебном пособии Г. М. Галуцкого [11, гл. 3].

Суть природных, населенческих и экономических факторов, влияющих на размещение организаций социально-культурной сферы более подробно можно изучить в пособии под редакцией В. Э. Гордина [26, гл. 2].

Особое внимание следует уделить изложенным в лекциях современным тенденциям строительства (организации) новых предприятий социально- культурной сферы (особенно в сфере отдыха и развлечений). В частности, какими соображениями руководствуются владельцы, открывая их на территории России (здесь может быть проанализирован опыт Санкт-Петербурга).

Семинарское занятие 2

Тема: Актуальные проблемы формирования и использования ресурсов социально-культурной сферы

Семинарское занятие проводится в рамках изучения темы 4 (2 часа).

Цель занятия: закрепить и углубить знания студентов в области традиционных и особенно специфических видов материальных, информационных и трудовых ресурсов социально-культурной сферы.

Вопросы для обсуждения

1. Ресурсное обеспечение как основа функционирования социально-культурной сферы, виды ресурсов.

2. Естественные культурные блага, памятники истории, архитектуры как специфические ресурсы социально-культурной сферы, проблемы их сохранения и более эффективного использования.

3. Информационные ресурсы социально-культурной сферы.

4. Кадры социально-культурной сферы и проблема их формирования в рыночных условиях хозяйствования.

Рекомендации по подготовке к семинару

При подготовке к первому вопросу семинара студентам следует опираться на знания, полученные в процессе изучения учебных дисциплин «Экономика предприятия», «Бухгалтерский учет».

Специфические материальные, трудовые и информационные ресурсы рассмотрены в пособии Е. Я. Морозовой и Э. Д. Тихоновой [6, гл. 1], работах Ю. К. Помпеева [8, 24], а также в работах Г. М. Бирженюка, А. П. Маркова, посвященных социокультурному проектированию [19].

Отдельные проблемы формирования и использования ресурсов социально-культурной сферы освещены в материалах научно-практических конференциях преподавателей СПбГУП [27, 28].

Семинарское занятие 3

Тема: Современные подходы к типологии продуктов организаций социально-культурной сферы

Семинарское занятие проводится в рамках изучения темы 5 (2 часа).

Цель занятия: закрепить и расширить знания студентов, полученные в ходе лекций и работы с литературными источниками, относительно разнообразия продуктов и услуг, предоставляемых организациями социально-культурной сферы.

Вопросы для обсуждения

1. Материальный и нематериальный результат деятельности организаций социально-культурной сферы.

2. Услуга как специфический продукт, ее особенности и характеристики.

3. Коммерческий и некоммерческий продукт.

4. Основные и дополнительные услуги, принципы различия.

Рекомендации по подготовке к семинару