Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика социально-культурной сферы", страница 3

4. Назовите четыре вертикальных уровня классификации культурных потребностей.

5. Перечислите факторы, влияющие на структуру и разнообразие культурных потребностей индивида, социальной группы и всего общества.

Тема 2. Состав и структура социально-культурной сферы

Основные вопросы

1. Понятие социально-культурной сферы, ее место в рыночной экономике.

2. Государственный, коммерческий и неприбыльный секторы экономики социально-культурной сферы.

3. Классификации организаций социально-культурной сферы: по формам собственности, виду продукта (результату труда), основным направлениям деятельности (функциональному признаку), способу хозяйственной деятельности.

4. Экономические границы и современные тенденции формирования социально-культурной сферы.

Цель и задачи изучения темы:научитьсяразличать и анализировать сущность различных подходов к определению состава и структуры социально-культурной сферы.

Актуальность данной темы заключается в отсутствии единого взгляда экономистов на состав и структуру данной сферы. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей (в этом случае к социально-культурной сфере относятся многие отрасли экономики, в том числе и автомобилестроение, производство бытовой техники и т. п.).

Другие включают в состав социально-культурной сферы совокупность организаций, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества. В этом случае в нее попадает весьма узкий перечень предприятий — театры, музеи, библиотеки.

Именно поэтому данная тема предполагает осмысление как теоретических аспектов формирования состава социально-культурной сферы, так и сравнительный анализ различных взглядов.

В результате изучения темы студент должен знать:

— определение социально-культурной сферы;

— механизм определения экономических границ социально-культурной сферы (из каких отраслей состоит, какие направления деятельности включает);

— классификации организаций социально-культурной сферы по различным признакам;

В результате изучения темы студент должен уметь:

— различать коммерческий и некоммерческий типы хозяйственной деятельности организаций социально-культурной сферы;

— применять признаки классификации (форма собственности, тип хозяйственной деятельности, направление деятельности, вид продукта), для «идентификации» любого предприятия и учреждения социально-культурной сферы.

Контрольные вопросы

1. Какие отрасли и крупные направления социально-культурной деятельности входят в состав социально-культурной сферы?

2. Насколько оправданно деление социально-культурной сферы на государственный, коммерческий и неприбыльный секторы.

3. Может ли коммерческое предприятие быть отнесенным к государственному сектору экономики сферы?

4. Какие формы собственности предприятий преобладают в системах социального обеспечения, образования, культуры и искусства?

5. Какие направления деятельности в социально-культурной сфере представлены полностью частными коммерческими предприятиями?

6. Перечислите направления социально-культурной деятельности, представленные в основном некоммерческими организациями со смешанным типом хозяйственной деятельности.

Тема 3. Экономика размещения организаций социально-культурной сферы

Основные вопросы

1. Модели развития и размещения организаций социально-культурной сферы.

2. Природные, населенческие и экономические факторы размещения организаций социально-культурной сферы.

3. Специфика концентрации и интеграции производства в социально-культурной сфере, ее формы.

4. Значение и динамика развития малого и среднего бизнеса в социально-культурной сфере.

Цель и задачи изучения темы: познакомиться с наиболее важными организационно-экономическими аспектами территориального формирования социально-культурной сферы.