Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика социально-культурной сферы", страница 6

7. Определите виды основного, дополнительного и вторичного продуктов в музеях (театрах, кинотеатрах и т. п.).

Тема 6. Конкуренция в социально-культурной сфере

Основные вопросы

1. Совершенная и несовершенная конкуренции, их формы в социально-культурной сфере.

2. Рынок товаров и услуг, ценовая и неценовая конкуренция в социально-культурной сфере.

3. Социально-экономические факторы формирования спроса на услуги организаций социально-культурной сферы.

Цель изучения темы: выявление особенностей формирования конкурентоспособности организаций социально-культурной сферы и их продуктов.

Основные теоретические положения по данной теме были освоены студентами в курсах «Экономическая теория», «Менеджмент качества и конкурентоспособности», «Маркетинг» и др. Поэтому актуальность ее изучения связана в первую очередь с выявлением определенной специфики. Например, для социально-культурной сферы важной и актуальной является неценовая конкуренция, при которой на первый план выступает качество предоставляемой услуги (при относительно унифицированных ценах) в туризме, гостиничном бизнесе, образовании и т. п.

Своеобразие социально-культурной сферы заключается также в преобладании в ней совершенной конкуренции, в то время как в сфере материального производства господствуют, как правило, различные формы несовершенной конкуренции (монополии, монополистическая конкуренция и т. п.).

В результате изучения темы студент должен знать:

— ключевые определения по теме;

— основные признаки и различия понятий совершенной и несовершенной конкуренции;

— социально-экономические факторы, формирующие спрос на конкретные виды услуг в СКС;

— признаки конкурентоспособности товара и услуги.

В результате изучения темы студент должен понимать:

— основные различия ценовой и неценовой конкуренции.

В результате изучения темы студент должен уметь:

— анализировать рынок конкретных видов товаров и услуг;

— оценивать конкурентные преимущества конкретных организаций СКС.

Контрольные вопросы

1. Какие виды конкуренции преобладают в социально-культурной сфере?

2. Имеются ли в социально-культурной сфере монополии, олигополии, если да, то в каких видах бизнеса?

3. Перечислите конкурентные преимущества организаций отдыха и развлечений.

4. В каких видах социально-культурной деятельности преобладает ценовая конкуренция, почему?

5. Является ли Эрмитаж и Музей-квартира Ф. М. Достоевского конкурентами?

Тема 7. Особенности ценообразования в социально-культурной сфере

Основные вопросы

1. Социально-экономические факторы, влияющие на уровень цен в социально-культурной сфере.

2. Ценовая дифференциация и ценовая дискриминация в социально-культурной сфере.

3. Механизм формирования коммерческих и некоммерческих цен, механизм и условия предоставления социально-культурных услуг по льготным ценам.

Цель и задачи изучения темы: рассмотреть специфику ценообразования в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций социально-культурной сферы.

Основные теоретические вопросы ценообразования были освоены студентами в курсе «Маркетинг». Поэтому актуальность ее изучения связана в первую очередь с выявлением определенной специфики. Она связана в первую очередь с механизмом формирования некоммерческих цен на социально значимые услуги государственных организаций культуры и искусства, активным применением ценовой дискриминации, а также механизмом включения прибыли в цену единичного коммерческого продукта.

В результате изучения темы студент должен знать:

— ключевые определения по теме;

— факторы, влияющие на цену социально-культурной услуги;

— механизм формирования коммерческой цены на социально-культурные услуги;

— механизм формирования некоммерческой цены на социально-культурные услуги;

В результате изучения темы студент должен понимать:

— от каких факторов зависит величина прибыли, закладываемая в цену коммерческой услуги в сфере организации досуга;