Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика социально-культурной сферы", страница 13

Цель занятия: формирование у студентов практических умений формировать цены, планировать доходы и прибыль организаций социально-культурной сферы от коммерческих видов деятельности.

Вопросы, подлежащие практическому изучению

— определение уровня безубыточности производства и реализации коммерческих услуг;

— определение уровня доходности владельцев сценических площадок при заключении различных видов договоров;

— определение ожидаемого дохода (валового сбора) зрелищных предприятий при фиксированных ценах на билеты:

— формирование цены и определение величины ожидаемого дохода при индивидуальной структуре затрат на услугу.

Форма проведения занятия: занятие проводится в форме решения ситуационных задач, условия которых предлагает преподаватель. Каждый студент решает задачи самостоятельно и показывает готовое решение преподавателю. Занятием предусмотрена также возможность публичного решения наиболее сложной, по мнению студентов, задачи у доски с последующим обсуждением.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Следует иметь в виду, что «маржинальный» подход в финансовом планировании предполагает разделение расходов предприятия (или расходов по производству и реализации конкретной услуги) на постоянные и переменные, расчет маржи и определение точки безубыточности.

Более подробно об этом, а также примеры расчетов представлены в разделе 2.3 [6].

Необходимо также знать механизм определения валового сбора от проведения массовых зрелищных мероприятий, а также особенности определения чистого дохода (прибыли) владельца сценической площадки и концертного (театрального) коллектива при заключении арендного, гарантийного и паритетного договоров.

Для расчета цен на услуги необходимо пользоваться методикой, рассмотренной на соответствующем семинаре.

Практическое занятие 4

Тема: Финансовый план подготовки и проведения презентации организации социально-культурной сферы (4 часа)

Цель занятия: выработка навыков определения структуры затрат на подготовку и проведение разового массового мероприятия.

Содержание задания: определение целей и задач, разработка сценарного плана, определение структуры затрат подготовительного периода, определение структуры текущих затрат, определение механизма финансирования презентации.

Выполняется студентами на примере организации, проект которой был разработан в ходе выполнения практического занятия 1.

Практическое занятие 5

Тема: Ресурсы и механизм финансового планирования

в социально-культурной сфере (2 часа)

Занятие проводится в период окончания семестра и имеет целью проверку уровня текущих знаний студентов по наиболее важным вопросам второй половины изученного курса.

Форма проведения занятия — написание контрольной работы

Контрольная работа рассчитана на два часа, содержит четыре теоретических вопроса и задачу, выполняется письменно по вариантам. Тематика контрольной определяется преподавателем на лекции, предшествующей ее написанию.

Вопросы и задача выдается студентам в начале занятия.

Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий

Самостоятельные задания выполняются студентами в следующих случаях:

— во-первых, если по изучению конкретной темы тематическим планом не предусмотрено проведение семинаров или практических занятий (выполняется всеми студентами), цель выполнения самостоятельной работы — закрепление знаний по конкретной теме;

— во-вторых, если студент пропускал занятия и не имеет аттестации по данной теме (выполняется студентами, имеющими задолженность), цель выполнения работы — восполнение теоретических и практических пробелов в знаниях студента по конкретной теме, получение аттестации.

Виды самостоятельной работы и формы отчетов по ним

Самостоятельное задание 1

Тема: Факторы, влияющие на структуру и динамику культурных потребностей населения

Цель работы: проверка умения студента применить полученные теоретические знания о структуре и направленности культурных потребностей населения и факторах, оказывающих влияние на процесс их формирования и изменение, на практику (применительно к конкретной ситуации).