Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика социально-культурной сферы", страница 8

— достоинства и недостатки каждого из существующих видов договоров между владельцем сценической площадки и представителями организаций шоу-бизнеса;

— схему определения валового сбора от массовых, зрелищных мероприятий.

В результате изучения темы студент должен уметь:

— решать ситуационные задачи, связанные с планированием ожидаемых доходов и прибыли от производства и реализации зрелищных массовых услуг;

— определять структуру затрат на подготовку и проведение разового зрелищного мероприятия.

Контрольные вопросы

1. При каком виде договоров владельца сценической площадки с представителями организаций шоу-бизнеса цены устанавливает владелец?

2. Как определить величину ожидаемого чистого дохода владельца сценической площадки при заключении гарантийного договора?

3. От каких факторов зависит величина гонорара исполнителя в шоу-бизнесе?

4. Какие показателя необходимы для определения величины ожидаемого валового сбора от киносеанса?

5. Какие виды затрат при проведении презентации следует относить к затратам подготовительного периода?

6. Имеются ли у разового мероприятия переменные затраты?

7. Какие затраты при проведении презентации принято относить к «затратам подготовительного периода»?

Тема 10. Проблемы и перспективы развития социально-культурной сферы в условиях рынка

Основные вопросы

1. Модели культурной политики государства.

2. Методы государственного регулирования деятельности организаций социально-культурной сферы.

3. Понятие и критерии эффективности функционирования организаций социально-культурной сферы.

4. Перспективы развития основных направлений социально-культурной деятельности в России.

Цель и задачи изучения темы: рассмотреть эффективность функционирования организаций социально-культурной сферы, целесообразность и способы государственного регулирования экономической деятельности коммерческих и некоммерческих организаций культуры и искусства в рыночных условиях.

В результате изучения темы студент должен знать:

— ключевые понятия;

— основные формы и методы прямого воздействия государства на деятельность организаций социально-культурной сферы;

— основные формы и методы косвенного воздействия государства на деятельность организаций социально-культурной сферы.

В результате изучения темы студент должен понимать:

— сущность и модели культурной политики государства.

Контрольные вопросы

1. Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на все усилия государства по формированию многоканальной системы финансирования учреждений культуры, искусства, образования, бюджетные ассигнования по-прежнему доминируют в структуре их финансовых ресурсов?

2. Чем можно объяснить тот факт, что из всех возможных видов предпринимательской деятельности (разрешенных законодательно), наибольшее распространение получила сдача помещений в аренду сторонним организация?

3. Попробуйте оценить эффективность усилий нашего государства по развитию благотворительной поддержки учреждений образования, культуры, искусства и т. п.

4. Какая из четырех моделей политики государства («архитектора», «вдохновителя», «инженера», «патрона») наиболее близка к российской действительности.

5. По каким критериям можно оценить эффективность деятельности некоммерческой организации.

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарам является весьма важным элементом самостоятельной работы студента по изучаемой дисциплине.

Целью семинарских занятий является закрепление у студентов знания теоретических и методологических положений экономики социально-культурной сферы, полученных на лекциях и в результате самостоятельной подготовки. На семинаре студенты могут показать знание ключевых терминов и рекомендуемой литературы, высказать свое мнение по поводу изучаемых проблем. Выступление на семинарах — необходимое условие для аттестации по данной дисциплине.

Семинарское занятие 1

Тема: Актуальные проблемы территориального размещения организаций социально-культурной сферы