Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика социально-культурной сферы", страница 19

Неприбыльный сектор — организации, создаваемые в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов, партнерств [26, с. 28].

Признаки для классификации организаций социально-культурной сферы — форма собственности, способ хозяйственной деятельности, направления деятельности, вид продукта [6].

Тема 3. Экономика размещения организаций социально-культурной сферы

Территориальное «размещение» предприятий используется в двух аспектах:

а) когда под «размещением» понимается сложившийся на территории набор действующих предприятий; б) когда речь идет о процессе принятия решения на строительство новых предприятий, закрытие действующих, их перепрофилирование или изменение производственных возможностей [11, с. 34]. В экономике социально-культурной сферы территориальное размещение организаций рассматривается и в том, и другом аспектах.

Территориальная организация социальной сферы — совокупность процессов или действий по размещению ее объектов [26, с. 33].

Государственные принципы размещения объектов культуры — сбалансированное пропорциональное развитие объектов промышленности и объектов социально-культурного комплекса; максимальная доступность культурных благ для населения; дифференциация темпов развития учреждений культуры и постепенное преодоление различий между городом и деревней; сохранение и развитие национальной по форме и интернациональной по содержанию культурно-досуговой деятельности [11, с. 35].

Тема 4. Ресурсное обеспечение социально-культурной сферы

Материальные ресурсы — вся совокупность орудий труда и предметов, имеющих материальную природу и необходимых для достижения поставленной цели.

Трудовые ресурсы — совокупность специалистов различных творческих профессий, управленческий, педагогический и вспомогательный персонал, работающий в организациях социально-культурной сферы.

Финансовые ресурсы — денежные средства хозяйственной организации, представленные в виде кассовой или банковской наличности, в расчетах или ценных бумагах.

Грант — финансовая помощь, предоставляемая государственными, общественными или частными благотворительными организациями для осуществления творческих или общественно-значимых проектов (создание фильмов, постановка спектакля, издание книги, подготовка и проведение фестивалей и т. п.).

Ноу-хау — условное обозначение разновидности интеллектуальной собственности — технологических секретов производства, практического опыта производственной, управленческой или иной деятельности, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике, но не имеют патентной защиты [7, 168].

Источники формирования финансовых ресурсов организаций социально-культурной сферы: бюджетные и иные поступления от учредителей; доходы от платных форм деятельности; платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольные пожертвования, субсидии, средства, полученные по завещаниям; кредиты банков; другие доходы и поступления, в том числе доходы от предпринимательской деятельности. [5, разд. III, п. 19].

Тема 5. Характер продукта в социально-культурной сфере

Культурное благо — продукт, имеющий определенную потребительную стоимость, то есть способность удовлетворять культурные потребности населения [22, с. 62–63]

Естественное культурное благо — продукт, не предусматривающий первоначальные затраты человеческого труда на его производство [там же].

Материальный продукт — продукт, имеющий вещественную, осязаемую форму и устойчивые потребительские свойства. Процесс его производства и последующей реализации не совпадает по времени и месту. [6, с. 37].

Услуга — продукт (результат труда), не имеющий вещественной, осязаемой формы и устойчивых потребительских качеств. Процесс ее производства и реализации совпадает по времени и месту [там же, с. 36].

Вторичные рынки (для кинобизнеса) — получение дополнительных доходов от распространения кинопродукции после кинопроката (основного рынка), которое включает показ на ТВ, тиражирование на видеокассетах, DVD, CD-rom, в также создание и выпуск комиксов, компьютерных игр, печать атрибутики и т. д. [7, с. 165].