Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика социально-культурной сферы", страница 4

Актуальность данной темы заключается в том, что перестройка внесла существенные коррективы в механизм территориального размещения организаций социально-культурной сферы. На смену плановому методу, основанному на специальных нормативах, пришел рыночный метод, предусматривающий создание новых организаций социально-культурной сферы в соответствии с рыночным спросом на конкретные виды услуг.

Поскольку местные бюджеты, как правило, не располагают средствами для строительства новых социально-культурных объектов, а частный капитал вкладывается в первую очередь в коммерческие объекты, проблема сохранения некоммерческих организаций культуры и искусства становится чрезвычайно актуальной.

В результате изучения темы студент должен знать:

— сущность территориальной организации социально-культурной сферы;

— особенности влияния природных, населенческих и экономических факторов на территориальное размещение организаций социально-культурной сферы;

— модели развития и размещения социально-культурной сферы (в высокоразвитых странах, развивающихся странах, постсоветских странах);

В результате изучения темы студент должен понимать:

— под влиянием каких факторов происходит современное территориальное размещение различных видов организаций социально-культурной сферы в России.

Контрольные вопросы

1. В каких случаях социально-культурная сфера выступает в качестве градообразующего фактора?

2. Каковы возможные последствия опережающего развития отраслей социально-культурной сферы по сравнению с отраслями материального производства?

3. Чем обусловлено очаговое размещение отраслей социально-культурной сферы в странах с недостаточно развитой рыночной экономикой?

4. Для строительства каких организаций социально-культурной деятельности природно-климатические факторы играют важнейшую роль?

5. Какие виды социально-культурной деятельности представлены в настоящее время предприятиями малого и среднего бизнеса?

Тема 4. Ресурсное обеспечение социально-культурной сферы

Основные вопросы

1. Материальные, трудовые и информационные ресурсы социально-культурной сферы, их значение для производства конкурентоспособных товаров и услуг.

2. Источники формирования ресурсов организаций социально-культурной сферы.

3. Современные тенденции формирования материальных и трудовых ресурсов коммерческих и некоммерческих организаций социально-культурной сферы.

4. Проблемы развития благотворительности и коммерческого инвестирования ресурсов в социально-культурную сферу России.

Цель и задачи изучения темы: изучить структуру, принципы и механизм формирования ресурсов социально-культурной сферы.

Актуальность данной темы заключается в том, что материальные, трудовые и финансовые ресурсы, входящие в классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике социально-культурной сферы целый ряд особенностей в трактовке и понимании. Именно этим особенностям и уделяется основное внимание при изучении данной темы. Например, при изучении вопроса, касающегося структуры материальных ресурсов, особое внимание уделено таким специфическим видам, как «естественные культурные блага», памятники архитектуры, культуры и истории, активно используемые в сфере туризма, санаторно-курортного отдыха и т. п.

В результате изучения темы студент должен знать:

— ключевые определения по теме;

— структуру и механизм формирования материальных ресурсов социально-культурной сферы;

— структуру и механизм формирования трудовых ресурсов социально-культурной сферы;

— структуру и механизм формирования финансовых ресурсов социально-культурной сферы;

— систему финансового обеспечения организаций социально-культурной сферы из бюджетных и внебюджетных источников.

В результате изучения темы студент должен понимать:

— специфику и значение материальных и трудовых ресурсов в сфере культурных услуг;

— различия в структуре источников формирования ресурсов коммерческих и некоммерческих организаций.