Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика социально-культурной сферы", страница 18

17. Проблемы развития благотворительности и коммерческого инвестирования ресурсов в социально-культурную сферу.

18. Характер и особенности продукта творческого, интеллектуального труда.

19. Материальный продукт в социально-культурной сфере, предметы культуры.

20. Производственные и информационные средства социально-культурной деятельности.

21. Культурная услуга как продукт, специфика ее производства и реализации.

22. Материальные и нематериальные, основные и дополнительные услуги организаций СКС.

23. Вторичный продукт в социально-культурной сфере, его функции и экономическое значение.

24. Структура рынка товаров и услуг, неценовая конкуренция в социально-культурной сфере.

25. Рынок культурных услуг, воспроизводство условий и защита объектов творческой деятельности.

26. Факторы спроса на услуги социально-культурной сферы.

27. Товар в сфере культуры и платежеспособный спрос.

28. Формы совершенной конкуренции в социально-культурной сфере.

29. Формы несовершенной конкуренции в социально-культурной сфере.

30. Социально-экономические факторы, влияющие на уровень цен в социально-культурной сфере.

31. Особенности олигополистического ценообразования, ценовой дискриминации и ценовой конкуренции.

32. Ценовые стратегии и методы ценообразования на социально-культурные услуги.

33. Механизм формирования коммерческих и самоокупаемых цен, механизм и условия предоставления услуг по льготным ценам.

34. Социально-экономическая характеристика функциональной роли организаций социально-культурной сферы.

35. Классификации организаций социально-культурной сферы.

36. Механизм экономической деятельности коммерческих предприятий.

37. Механизм экономический деятельности некоммерческих организаций культуры и искусства.

38. Модели государственной политики в сфере культуры.

39. Реформы управления в социально-культурной сфере России и их социально-экономические последствия.

40. Социально-экономическое обоснование государственного регулирования экономической деятельности организаций, его ограничители в условиях рынка.

41. Формы и методы государственного регулирования экономической деятельности организаций и результативность их применения в социально-культурной сфере.

42. Понятие и показатели экономической и социальной эффективности в культуре и искусстве.

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ

Тема 1. Введение в дисциплину

Объективная сущность потребности — необходимость в чем-либо, без чего невозможна естественная жизнедеятельность человека и его формирование как члена общества.

Субъективная сущность потребности — воздействие потребностей на субъект (индивидуум, коллектив, общество), на биосоциальную, интеллектуально-познавательную, эстетическо-эмоциональную и другие сферы его жизни, и приводящее к ощущению недостатка или нежелательного избытка чего-либо.

Общественная потребность — потребность, которая соответствует объективной и субъективной сторонам потребности.[22, с. 132–133].

Социально-культурные потребности — художественно-эстетические, познавательные, зрелищные, рекреационные и некоторые другие. [6, с. 15].

Тема 2. Состав и структура социально-культурной сферы

Социально-культурная сфера — совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека. [6, с. 9].

Структура сферы — соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей. [26, с. 26].

Государственный сектор — государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Коммерческий сектор — организации в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, находящиеся в частной собственности, и преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.