Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика социально-культурной сферы", страница 20

Тема 6. Конкуренция в социально-культурной сфере

Конкуренция — соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Конкурентоспособность — способность товара или услуги обеспечивать коммерческий успех на определенном рынке в условиях действия конкурентов.

Качество продукции — совокупность технико-экономических и эстетических свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Диверсификация киноиндустрии — слияние кинокомпаний с банковским и промышленным капиталом с целью более устойчивого финансирования киноиндустрии. Распределение инвестируемых и ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала и доходов от него [7, с. 166] .

Демпинг — вид недобросовестной конкуренции, экспорт товаров (и услуг) по искусственно заниженным ценам с целью вытеснения конкурентов, завоевания рынка [там же].

Спрос — платежеспособная потребность количества товара, которого люди хотят и могут купить по данной цене.

Тема 7. Особенности ценообразования в социально-культурной сфере

Ценообразование — процесс установления цены на продукцию (услугу) фирмы.

Ценовая дискриминация — практика установления разных цен на различные единицы одного и того же продукта, не оправданная никакими различиями в издержках. Виды ценовой дискриминации в СКС: потребительская, количественная, индивидуальная.

Ценовая эластичность — понятие, характеризующее интенсивность реакции спроса и предложения на изменение цен.

Коммерческая цена — цена, установленная с учетом издержек и процента прибыли.

Самоокупаемая цена — цена, установленная на уровне прямых издержек.

Льготная цена — цена, установленная ниже фактических издержек.

Тема 8. Особенности финансового планирования деятельности организаций социально-культурной сферы

Переменные издержки — издержки, зависящие от количества произведенной продукции (например, затраты на материалы).

Постоянные издержки — часть валовых издержек, которые не зависят от объемов производства (например, плата за аренду помещения).

Прибыль (чистый доход) — экономическая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, превышение доходов над расходами.

Тема 9. Экономические механизмы деятельности организаций шоу-бизнеса

Шоу-бизнес—бизнес, связанный с индустрией развлечений и основанный на организации и проведении зрелищных представлений [7].

Валовой сбор — показатель величины дохода от реализации билетов на одно массовое мероприятие.

Чистый доход — показатель, рассчитанный как разница между выручкой от реализации конкретной услуги и понесенными при этом затратами.

Арендный договор — договор, при котором владелец сценической площадки не несет никаких организационных обязательств перед театрально-зрелищной организацией.

Гарантийный договор- договор, при котором владелец сценической площадки принимает на себя все организационные обязательства по проведению спектаклей или концертов, независимо от уровня полученного при этом дохода.

Паритетный договор — договор, при котором организационные обязательства и чистый доход распределяются между участниками в одинаковой пропорции.

Тема 10. Проблемы и перспективы развития социально-культурной сферы

Культурная политика государства — это выработка обоснованных приоритетов, связанных с возрождением и развитием отечественной культуры, а также разработка системы административно-правового и экономического регулирования, стимулирующей организации в направлениях социально-культурной деятельности, наиболее значимых для культурного развития общества [6, с. 23–24].

Правовое регулирование — осуществляется в рамках гражданского (хозяйственного) законодательства через систему норм и правил.

Административное регулирование — осуществляется путем лицензирования и квотирования, контроля над ценами и доходами, валютными курсами, учетными процентами и др.