Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика социально-культурной сферы", страница 11

2. Бюджетный дефицит и проблемы финансирования государственных и муниципальных учреждений.

3. Развитие платных услуг и предпринимательской деятельности некоммерческих организаций как способ формирования их собственных доходов.

4. Проблемы развития благотворительности и благотворительных организаций в России.

 Рекомендации по подготовке к семинару

При подготовке к семинару по первому вопросу следует посмотреть текст национального доклада по культурной политике Российской Федерации [18], а также работы, в которых даются сравнения моделей культурной политики государств, например [12, с. 14–24].

Способы и проблемы эффективности функционирования организаций культуры в условиях рынка изложены в [8, 11, 17].

При подготовке ответов на третий вопрос целесообразно использовать определения из списка терминов по данной теме (подробно эта проблема изложена в [6, разд. 3.5]), а также работу М. А. Морозова [21].

Желательно также на семинаре иметь представление об идеях, изложенных в реферате книги Кэролин Л. Столпер, Кэрен Брунс Хопкинс «Успешный фандрейзинг для учреждений культуры» [15].

Также особое внимание следует уделить современным тенденциям и проблемам формирования финансовых ресурсов государственных учреждений культуры и искусства из различных источников не только в России, но и в развитых европейских странах [10, 12].

Семинарское занятие 7

Тема: Современные тенденции развития коммерческого сектора социально-культурной сферы

Семинарское занятие проводится в рамках изучения тем 10 (2 часа).

Цель занятия: закрепить и расширить теоретические знания студентов, полученные в ходе чтения лекций и самостоятельной работы, относительно специфики экономической деятельности коммерческих организаций в сфере организации досуга.

Вопросы для обсуждения

1. Развитие малого и среднего бизнеса в коммерческом секторе социально-культурной сферы.

2. Мода и платежеспособность населения как факторы, влияющие на изменение структуры коммерческого сектора экономики социально-культурной сферы и возникновение новых видов предприятий.

3. Значение развития индустрий туризма, отдыха и развлечений в укреплении экономического положения регионов.

4. Лицензирование и налогообложение как методы государственного регулирования деятельности коммерческих предприятий социально-культурной сферы.

Рекомендации по подготовке к семинару

При подготовке к семинару особое внимание следует уделить тому влиянию, которое развитие туристического, игорного, шоу-бизнеса может оказывать на общее экономическое положение регионов [6, 7, 9, 14, 21, 30].

При подготовке ответов на последний вопрос рекомендуется просмотреть соответствующий законодательный документ [3], материалы по налогообложению коммерческих организаций следует искать в «КОДЕКСе».

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Основное предназначение практических занятий — выработка умений и навыков решения конкретных вопросов и задач в рамках изучаемой дисциплины.

Практическое занятие 1

Тема: Организации социально-культурной сферы как объекты удовлетворения духовных потребностей населения (4 часа)

Цель практического занятия: формирование у студентов экономических основ социокультурного проектирования.

Содержание работы: разработка проекта нового предприятия социально-культурной сферы для конкретного города России с учетом наличия соответствующих потребностей населения (в области культурного просветительства, художественного творчества, организации отдыха и развлечений и т. п.) и уже существующих организаций аналогичного профиля деятельности.

Этапы выполнения практического задания

1. Формирование творческой группы и определение вида предприятия (осуществляется на первом занятии при участии преподавателя): студенты разбиваются на группы, состоящие не более чем из четырех человек. Каждая группа самостоятельно выбирает город в России, для которого будет выполняться проект, и тип предприятия (коммерческое или некоммерческое, информационно-просветительное, досуговое, зрелищное и т. п.). При выборе типа предприятия и услуг, производимых им, следует учитывать конкурентную обстановку в городе, чтобы не дублировать имеющиеся в избытке предприятия.