Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика социально-культурной сферы", страница 5

Контрольные вопросы

1. Какие виды материальных ресурсов используют организации социально-культурной сферы?

2. Что такое «естественное культурное благо», каким образом оно используется организациями социально-культурной сферы?

3. Как можно оценить современное состояние трудовых ресурсов социально-культурной сферы.

4. В чем заключаются информационные ресурсы сферы?

5. Какой из имеющихся ресурсов: материальных, трудовых, информационных, финансовых кажется Вам наиболее важным для успешного функционирования социально-культурной сферы?

6. Каким организациям социально-культурной сферы и на какие нужды выделяются финансы из бюджетных и государственных внебюджетных источников.

Тема 5. Характер продукта в социально-культурной сфере

Основные вопросы

1. Продукт как результат деятельности предприятий и организаций.

2. Типология продуктов по степени вещественности и функциональным свойствам.

3. Типология продуктов по степени соответствия экономическим целям деятельности организации.

4. Типология продуктов по степени соответствия профилю деятельности организации.

5. Вторичный продукт и вторичные рынки сферы культуры и искусства.

6. Специфика производства и реализации услуг в социально-культурной сфере.

Цель изучения темы: ознакомить студентов с разнообразием продуктов предприятий социально-культурной сферы, изучить типологии продуктов организаций социально-культурной сферы в зависимости от различных признаков.

Актуальность данной темы заключается в отсутствии единого взгляда экономистов на структуру продуктов, производимых и реализуемых в социально-культурной сфере. Многие специалисты, например, отрицают наличие материальных продуктов (считают нужным относить их к сфере материального производства), материальных услуг (относят их к сфере бытового обслуживания). Таким образом, рынок товаров и услуг социально-культурной сферы автоматически сужается только культурными, досуговыми, образовательными, информационными и прочими услугами.

Между тем, изучение производственных и информационных средств социально-культурной деятельности, предметов-посредников и других видов материальных продуктов социально-культурной сферы представляется весьма обоснованным. Не менее важным представляется выделение коммерческих и некоммерческих продуктов, основных и дополнительных услуг организаций социально-культурной сферы.

Особую актуальность в современных условиях представляет изучение студентами понятия и сущности вторичных продуктов и вторичных рынков как важных условий повышения эффективности работы организаций культуры, шоу-бизнеса и искусства и их доходности.

В результате изучения темы студент должен знать:

— ключевые определения по теме;

— типологию продуктов по различным признакам.

В результате изучения темы студент должен понимать:

— специфику производства и реализации культурных услуг.

В результате изучения темы студент должен уметь:

— с помощью имеющихся признаков «идентифицировать» любой продукт или услугу.

Контрольные вопросы

1. Что общего и в чем отличие материального продукта от материальной услуги?

2. Что такое предмет-посредник, от чего зависит степень его востребованности потребителями, какие предметы-посредники имеются у вас дома?

3. Может ли один и тот же продукт в зависимости от выполняемых функций являться одновременно и средством и предметом культуры? Если да, то при каких условиях? (Приведите примеры).

4. Что легче производить и реализовывать: продукт, имеющий вещественную форму и устойчивые потребительские свойства, или продукт, не имеющий ни того, ни другого?

5. Почему предприятия, оказывающие услуги, имеющие для потребителя возможный материальный (в первую очередь финансовый) результат, относятся к числу наиболее рентабельных в социально-культурной сфере?

6. Каждое ли предприятие может (и должно) производить вторичный продукт и развивать вторичные рынки для повышения своего имиджа и доходности? Для каких организаций эта мера наиболее актуальна.