Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика социально-культурной сферы", страница 15

Требования к объему работы и ее оформлению: реферат должен иметь объем не менее десяти страниц машинописного текста, список использованной литературы и других информационных источников должен составлять не менее пяти наименований. Реферат должен иметь титульный лист, на котором указывается название дисциплины, тема реферата и фамилия студента с указанием номера группы. Содержательная часть реферата должна быть сгруппирована в разделы, их количество зависит от выбранной темы и наличия конкретного материала. Реферат должен содержать выводы, самостоятельно сделанные студентом на основе рассмотренного материала по теме.

Тематика и рекомендации по выполнению курсовой работы

В рамках изучения дисциплины «Экономика социально-культурной сферы» студенты выполняют курсовую работу.

Цель выполнения работы: углубление теоретических знаний и формирование практических умений анализа макроэкономических явлений в социально-культурной сфере, причин и факторов территориального размещения организаций социально-культурной сферы, современных тенденций формирования рынков товаров и услуг в социально-культурной сфере, основных социально-экономических проблем и перспектив развития социально-культурной сферы в России.

Темы курсовых работ

1. Экономические аспекты системы культурных потребностей.

2. Анализ факторов, влияющих на формирование и динамику культурных потребностей населения.

3. Социально-культурная сфера как объект экономических отношений.

4. Культура и образование: сходство и различие экономических процессов.

5. Место отрасли «Культура и искусство» в экономике социальной сферы.

6. Культура: испытание рынком.

7. Проблемы и перспективы функционирования государственного сектора социально-культурной сферы в условиях рынка.

8. Экономические особенности функционирования неприбыльного сектора социально-культурной сферы в России и за рубежом.

9. Предпосылки и основные тенденции развития коммерческого сектора социально-культурной сферы.

10. Модели развития и факторы территориального размещения организаций социально-культурной сферы.

11. Проблемы и перспективы территориального и отраслевого формирования и управления социально-культурной сферой.

12. Значение и динамика развития малого и среднего бизнеса в социально-культурной сфере.

13. Причины и формы концентрации и интеграции производства в социально-культурной сфере.

14. Анализ современных тенденций формирования финансовых ресурсов социально-культурной сферы.

15. Проблемы и факторы развития благотворительности и коммерческого инвестирования в социально-культурную сферу.

16. Анализ современных тенденций формирования материально-технической базы социально-культурной сферы.

17. Анализ кадрового потенциала социально-культурной сферы.

18. Особенность и виды конкуренции в социально-культурной сфере.

19. Виды монополий и особенности их функционирования в социально-культурной сфере.

20. Виды олигополий и особенности их функционирования в социально-культурной сфере.

21. Специфика неценовой конкуренции в сфере организации отдыха и развлечений.

22. Продукт сферы культуры и платежеспособный спрос.

23. Современная структура и анализ рынка услуг в сфере образования (на примере региона, города).

24. Современная структура и анализ рынка культурных услуг (на примере региона, города).

25. Функции и экономическое значение развития вторичных продуктов и вторичных рынков в культуре.

26. Особенности механизма ценообразования на услуги в социально-культурной сфере.

27. Олигополистическое ценообразование, ценовая дискриминация и ценовая конкуренция в социально-культурной сфере.

28. Анализ ценовой политики некоммерческой организации культуры и искусства (образования).

29. Анализ ценовой политики коммерческой организации социально-культурной сферы (на примере формирования цен в туризме, шоу-бизнесе, рекламном, издательском бизнесе и т. п.).

30. Анализ социально-экономических факторов развития туризма в России.