Учебно-методическое пособие «Защита материалов от коррозии»

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОВРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 «Защита материалов от коррозии»

под редакцией Трифонова И.И.

Зайцев А. Л.

Кузьмина В. И.

Ковров 2005г.


Основные теоретические положения

Введение.

Основные определения.

Коррозия металла – физико-химическое взаимодействие между металлом и средой, в результате которого изменяются свойства металла и наблюдается ухудшение функциональных характеристик металла и среды, или включающей их технической системы. Коррозия металлов и сплавов может протекать в результате химического (химическая коррозия), электрохимического (электрохимическая коррозия), биологического (микробиологическая коррозия), радиационного (радиационная  коррозия) или механического воздействия внешней среды.

Коррозионная стойкость - способность металлов и сплавов противостоять коррозионному воздействию среды.

Коррозионный эффект - изменения в любой части коррозионной системы, вызванное коррозией.

Коррозионное повреждение - коррозионный эффект, несовместимый с назначением металла, среды или технической системы, частью которой они являются.

Пассивация - переход металла в состояние, при котором резко замедляется скорость коррозии.

Виды коррозии.

В зависимости от условий, в которых находятся подвергающиеся внешнему воздействию металлы, оно по-разному влияет на их первоначальные свойства, и в зависимости от особенностей такого воздействия выделяют различные виды коррозии.

Сплошная коррозия (равномерная или неравномерная).

Локальная коррозия (местная)  – разрушение отдельных участков поверхности в виде пятен (коррозия латуни в морской воде); язв (коррозия стали в грунте).

Питтинг - коррозия нержавеющей стали в морской среде. Отношение глубины максимального питтинга Рмах к средней глубине проникновения Рср  называется питтинг-фактором F.

F = Pmax / Pcp.

Селективная (избирательная) коррозия, например, обесцинкование латуни в растворе серной кислоты.

Щелевая коррозия. При установлении стационарных условий анодное поражение металла обычно происходит вблизи горловины щели, а катодное восстановление окислителя - на наружной поверхности металла. Присутствие ионов Cl-, Br-, J- ускоряет щелевую коррозию.

Подосадковая коррозия. Коррозия, сопровождающаяся осаждением продуктов коррозии и проходящая или под осадком или в непосредственной близости от него. Такая коррозия происходит под дорожной грязью на крыльях автомашин, под илом на корпусе корабля, в конденсаторах, охлаждаемых морской водой, под изоляцией из шлаковой ваты вокруг труб центрального отопления, намокшей в результате утечки воды.

Межкристаллитная коррозия. Коррозия в тонком приграничном слое между кристаллами металла. Наиболее характерна для нержавеющей стали, наблюдается при окислении чугунов при переменном нагревании и охлаждении.

Транскристаллитная коррозия. Возникает под действием механических напряжений и приводит к развитию трещин, проходящих через кристаллиты металлов.

Эрозионная коррозия. Это процесс, сочетающий эрозию и коррозию, обычно вызывается быстро текущей жидкостью и зависит от степени турбулентности. К эрозионной коррозии особенно чувствительны медные сплавы.

Кавитационная коррозия. Это процесс разрушения металла при одновременном ударном и коррозионном воздействии среды. Наблюдается, например, в ротационных насосох и на винтах скоростных судов.

Фреттинг - коррозия. Процесс, включающий совместное действие коррозии и вибрационного скольжения двух контактирующих поверхностей. Наблюдается в воздушной среде, при скольжении металлических поверхностей под давлением друг по другу. При этом в отдельных точках происходит их взаимное приваривание. При последующем движении вырываются мелкие частицы, которые быстро окисляются. Фреттинг - коррозию можно наблюдать при дальних перевозках металлических листов, сложенных штабелями, свернутых в рулоны; упакованных в связки стержней, в плотно сочлененных конструкциях, например, опорах. Фреттинг - коррозия опасна при полетах в космос.

Коррозионное растрескивание.

Оно происходит при одновременном действии механических растягивающих напряжений и коррозионной среды. Если напряжение переменное, то процесс называется коррозионной усталостью. Причиной разрушения металлов в этом случае являются деформации, вызываемые растягивающими механическими напряжениями, превышающими критические значения.

Трещины, возникающие при коррозионной усталости, являются, как правило, транскристаллитными, неразветвленными и широкими. Часто образуются сразу группы трещин. Коррозионно-усталостные разрушения могут возникать при работе корабельных винтов, системах горячего водоснабжения, или центрального отопления,  если трубы смонтированы очень плотно.

Похожие материалы

Информация о работе