Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 9

Тема 2  Рождение и развитие библейской традиции

План

1 Основные этапы религиозной истории человечества.

2 Библия как священный текст монотеистической традиции. Ветхий Завет.

3 Религия древних евреев.

4 Иудаизм.

Основные понятия: раннее религиозное верование, анимизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм, миф, суеверие, оккультизм, эзотерика, прамонотеизм, Библия, ТаНаХ (Танах), Тора, Талмуд, Ветхий Завет, Новый Завет, Септуагинта, Откровение, Провидение, Промысл Божий, Яхве, Адонаи, Элохим, Саваоф, Иегова, мессия, Христос, иудаизм, синагога, раввин, кошер, обрезание, шаббат, Каббала, реинкарнация, метемпсихоз, ортодоксия.

1. Когда и как возникла религия? По этому вопросу до сих пор нет согласия между религиоведами. Многие ученые убеждены в том, что религия могла возникнуть лишь на определенном этапе развития человеческого общества, когда сложились для этого необходимые для этого предпосылки. К таковым обычно относят: способность людей к абстрактному (отвлеченному) мышлению, крайнюю ограниченность их знаний об окружающем мире и бессилие в борьбе с природой. Религия возникла как фантастическое отражение в уме человека реальной действительности, как иллюзия, которая все же помогала людям объяснить мир и преодолеть страх перед его угрозами. Но сторонником этой гипотезы так и не удалось обнаружить в истории человечества бесспорно дорелигиозный период, время первобытного атеизма. Во всяком случае, люди современного типа Homo sapiens. Что же касается записываемых в наши предки питекантропов, синантропов, австралопитеков, зинджантропов, презинджантропов и т.д., то, во-первых, еще далеко не доказано, что они действительно имеют отношение к эволюции человеческого рода. Во-вторых, даже если принять, что они наши предки, мы не сможем определенно сказать, была у них религия или нет, потому что слишком мало о них знаем. Так что имеет право на существование тока зрения тех религиоведов, которые полагают, что религия изначально сопутствовало истории людей.   

Что представляли собой древнейшие религиозные верования? И об этом идут споры, в ходе которых выделились две основные концепции.

Сторонники первой рассматривают религиозную историю человечества как эволюционный процесс, т.е. как развитие от простых религиозных форм к более сложным и совершенным. Выстраивается цепочка из трех звеньев, идущих в следующем порядке: а) ранние религиозные верования, возникшие в условиях первобытного общества; б) более сложная политеистические религии, сложившиеся при переходе к классовому обществу; в) монотеистические религии, постепенно вызревающие в некоторых регионах, а затем стремящиеся распространиться по всему миру.

К ранним религиозным верованиям относят: анимизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм.

Анимизм (лат. anima – душа) – вера, в существование душ и духов, сверхъестественных, хотя и не вполне бесплотных, двойников у людей, животных, растений и даже, казалось бы, не живых предметов. Иначе – это вера во всеобщую одушевленность предметов и явлений окружающей действительности.

Тотемизм (индей. totem. – род его) – вера в родство между какой-то группой людей и определенным видом животных, растений или иных явлений природы, которые оказывают своим «родственникам» сверхъестественное покровительство.

Магия (лат. magia – колдовство) – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в существование таинственных сил, с помощью которых человек может оказывать влияние и на естественную, и на сверхъестественную реальность.

Фетишизм (португ. feitico – волшебный) – почитание особых предметов (фетишей), наделенных сверхъестественной силой и способный оказать магическую помощь человеку, завладевшему ими.

Шаманизм (эвенк. саман – исступленный, неистовый) – вера в магические способности и тесную связь с духами людей, прошедших специальное посвящение (шаманов, колдунов).

Как разновидности анимизма и тотемизма выделяют: культ предков, культ плодородия и размножения, культ вождей.  Вообще же на практике перечисленные ранние формы религиозных верований бывает довольно трудно расчленить. До сих пор не ясно, какая из них послужило основой для возникновения остальных.