Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 16

Было ли единобожие у евреев изначальным или нет, но утверждалось оно в упорной борьбе с язычеством, которое угрожало извне, со стороны соседей, и постоянно вырастало изнутри, в собственно-еврейской  среде. Библия полна описаний того, как охотно богоизбранный народ восстанавливал то, что запрещал ему Бог, а именно: идолопоклонство, человеческие (в том числе детские) жертвоприношения, гадания, астрологию, спиритизм, священную проституцию и т.д. В этой связи  стоит вспомнить, что второе название еврейского народа на страницах Библии, Израиль, означает и «видящий Бога», и «борющийся с богом». Фрагменты Библии, повествующие о том, как евреи, исполняя повеления Бога, искореняли язычество огромными массами истребляя его носителей, поражают своей жестокостью. Они смущали уже некоторых ранних христиан (точнее, псевдохристиан, с точки зрения большинства других, объявивших их еретиками, которые утверждали, что Ветхий Завет искусственно притянут к Новому, и если Бог Нового Завета  есть Свет без примеси тьмы, то Бог Ветхого Завета на самом деле – сатана… Но христианская Церковь признала Ветхий Завет, апостол Павел, один из авторов новозаветных текстов, назвал его «детоводителем ко Христу». Он писал: «Мы заключены были под стражею закона до того времени, как надлежало открыться вере… по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3: 23,25). Дети поумнели и научились вести себя пристойно, им уже не нужно постоянно показывать розгу… Бог заявивший Себя в Ветхом Завете как грозный и справедливый Судья человеческих прегрешений, мог теперь открыться людям как … Любовь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», - сообщает текст Нового Завета (Ин. 3: 16).

   4.Но в основной своей массе Израиль не принял христианский Новый Завет,  не признал в Иисусе Мессию (Христа), единородного Сына Бога-Отца. Вот типичное мнение об Иисусе еврейских авторов (первый – средневековый, второй – современный).

«Невозможно поверить в его мессианство, потому что пророк говорит о мессии, что он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли (Пс. 71:8). У Иешу же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он сам был гоним врагами и скрывался от них… А в Агаде говорится: «Скажут мессии-властителю: «Такое-то государство взбунтовалось против тебя», а он скажет: «Да погубит его нашествие саранчи». Скажут ему: «Такая-то область не подчиняется тебе». А он скажет: «Нашествие диких зверей истребит ее».

«Последователи Иешу были людьми неискушенными в законе, а потому легковерными и падкими на чудеса. Ведь с точки зрения иудаизма мессия не обязан обладать сверхъестественными способностями. Он должен происходить из царской династии Давида и принести еврейскому народу освобождение от чужеземного ига. Вовсе не дело мессии заботиться о спасении душ своей паствы.»

В начале нашей эры одновременно с христианством, оспаривая у него право наследовать древнееврейской религии, оформляется иудаизм, появляется само это название. Оно напоминает о том, что, согласно ТаНаХу (Ветхому Завету), еврейский народ в древности включал 12 колен (племен), в том числе колено Иуды, выходцами из которого считает себя большинство современных евреев. В древности одно из двух еврейских государств, существовавших на территории Палестины, называлось Иудея. Второе государство, Израиль, пало под ударами ассирийцев в 722 г. до н. э., его население в основном либо погибло, либо было ассимилировано другими народами. Иудея же в 586 г. до н.э. была завоевана вавилонянами, Храм, находившийся в ее столице, Иерусалиме, и считавшийся главной святыней еврейского народа, был разрушен, тысячи жителей уведены в плен. Позднее новые завоеватели, персы, разрешили евреям вернуться на родину и восстановить Храм. Окончательно с древнееврейской государственностью покончили римляне, которые в 70 г. разгромили Храм, а в 133 г. разрушили Иерусалим. После этого большинство евреев оказалось за пределами Палестины -–в рассеянии (по-гречески – в диаспоре). В этих новых исторических условиях и возник иудаизм.