Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 18

Особенности вероучения, культа и религиозной организации иудаизма наложили серьезный отпечаток на историю, национальный характер и культуру евреев. Очень четко выделяя иудеев из среды неевреев (гоев), они, с одной стороны, претятствовали ассимиляции этого народа, лишенного своего национального государства, с другой, усиливали напряженность в его отношениях с гоями, многие из которых считали евреев высокомерным и злокозненным народом и даже стремились их уничтожить.

В настоящее время иудаизм – далеко не однородная  традиция. В нем присутствует ортодоксальное течение (греч. orthodoxia – правильное мнение, правильное учение), выступающее за неуклонное следование всем принципам и нормам древнего иудаизма. В XIX в. в США появилось реформистское течение, которое пошло на значительные нововведения с целями максимально приспособить иудаизм к стилю жизни современного индустриального общества. Реформисты отказались от обязательного исполнения многих обычаев и ритуалов, в т.ч. названых выше (обрезания и др.), разрешили женщинам сидеть в синагогах рядом с мужчинами и даже становиться раввинами, допустили использование в богослужении музыки и т.д. «Золотую середину» между ортодоксами и реформистами стремится занять консервативный иудаизм.

В настоящий момент в мире проживает всего 15-20 млн. евреев, и далеко не все они являются иудеями, т.е. последователями иудаизма. Совсем мало осталось евреев в Беларуси: по данным переписи 1999 года здесь их проживает около 28 тыс. Но маленький еврейский народ на протяжении многих столетий играл настолько активную роль в жизни человечества, в т.ч. религиозной жизни, настолько своеобразно складывалась его историческая судьба, что, когда прусский король Фридрих II попросил своего врача, верующего человека, привести доказательства бытия Бога и правдивости Библии, тот сразу выпалил в ответ: «Евреи!»


Вопросы и задания к теме

1.  Что представляли собой, по мнению ученых, древнейшие религиозные верования? На чем основаны их утверждения?

2.  Почему впервые монотеизм утвердился в жизни еврейского народа (с точки зрения Библии и с точки зрения светских религиоведов)?

3.  Объясните христианское название религии древних евреев – ветхозаветная религия. Почему против этого названия возражают иудеи?

4.  Как соотносятся между собой ТаНаХ и Тора?

5.  Объясните, почему различные издания Библии включают в себя разное количество книг Ветхого Завета?

6.  Что имеют в виду верующие, когда говорят о богодухновенном характере Библии?

7.  Чем Бог Библии отличается от языческих богов?

8.  По какому вопросу произошло размежевание иудаизма и христианства?

9.  В чем сходство, в чем различие древнееврейской религии и иудаизма?

10.Какую роль сыграл иудаизм в истории еврейского народа?

Примерные темы рефератов

1.  Ранние формы религии.

2.  Основные жанры библейской литературы.

3.  Библия под огнем критики.

4.  Библейская археология.

5.  Обряды и праздники иудаизма.

Дополнительная литература (кроме учебников по религиоведению)

А) по ранним и политеистическим религиям :

Мистика. Религия. Наука. М., 1998.

Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов на/Дону, 1996.

Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1980.

Классики мирового религиоведения. М., 1996.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1986.

Элиаде М. Священные тексты народов мира. М., 1998.

Б) по религии древних евреев и иудаизму:

Беленький М.С. Что такое Талмуд. М., 1970.

Библейская энциклопедия. Российское библейское общество. 1996.

Библия. Брюссель, 1989 (или другое издание).

Закон Божий (составил протоиерей Серафим Слободской). М., 1991.

Как возникла Библия… CLV. 1993.

Косидовский З. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М., 1991.

Крывелев И.А.  Библия: историко-критический анализ. М.,  1982.

Кураев А. Дары и анафемы (Что христианство принесло в мир) М., 2001 (гл. «Жесток ли Ветхий Завет?»)

Синило Г. В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета) Мн., 1998. 

Сэмюэлс Р.  По тропам еврейской истории. М.,  1993.