Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 14

          Но Бог не оставил своих детей наедине с грехом и смертью. Божественная воля продолжает совершаться в истории человечества, порой явно – через чудеса, знамения, пророчества – чаще скрыто направляя  ее к благим целям. Как говорят богословы, в истории действует Божественный Промысл, обнаруживается Божественное Провидение. Подобная точка зрения поражала многих язычников, присутствовавших при рождении и развитии библейской традиции. Для характеристики их позиции приведем слова одного из первых философских критиков христианства, римского автора Цельса (II в.): «Род христиан и иудеев подобен стае летучих мышей или муравьев, вылезших из дыры, или лягушкам, усевшимся вокруг лужи, или дождевым червям в углу болота, которые устроили бы собрание и стали бы спорить между собой о том, кто из них грешнее, и говорить, что мол, «бог нам все открывает и предвозвещает», что « оставив весь мир и небесное движение и оставив без внимания эту землю, он занимается только нами, только к нам посылает своих вестников и не перестает их посылать и домогаться, чтобы мы всегда были с ним». Христиане подобны червям, которые стали бы говорить, что мол, есть бог, а затем следуем мы, рожденные богом, подобные во всем богу, нам все подчинено – земля, вода, воздух и звезды, все существует ради нас, все поставлено на службу нам. Ныне, говорят черви, в виду того, что некоторые среди нас согрешили, придет бог или он пришлет своего сына, чтобы поразить нечистивых и чтобы мы прочно обрели вечную жизнь с ним. Все это более приемлемо, когда об этом спорят между собою черви и лягушки, чем иудеи и христиане».

Среди всех народов Земли, убеждает Библия, Бог избрал именно евреев, именно с ними заключил Завет (в данном случае – договор, союз), обещав им покровительство в ответ на исполнение многочисленных Божьих заповедей. Всего в Ветхом Завете их насчитывается 613, но наибольшую известность получили десять. Они были объявлены Богом пророку Моисею на Синайской горе во время исхода евреев из «египетского плена». Вот вкратце эти заповеди:

1.  Почитай единого Бога.

2.  Не сотвори себе кумира (идола), который заменит истинного Бога.

3.  Не произноси имени Бога всуе.

4.  Чти святость субботнего дня.

5.  Уважай отца и мать.

6.  Не убей.

7.  Не прелюбодействуй.

8.  Не укради.

9.  Не лжесвидетельствуй.

10. Не завидуй.

Как видим, четыре первые заповеди касаются отношения человека к Богу, шесть следующих регулирую отношения между людьми. Но и те, и другие взаимосвязаны: служить Богу невозможно без того, чтобы творить добро людям. Когда Иисуса Христа попросили кратко сформулировать суть Закона, дарованного Богом еврейскому народу, в ответ услышали: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая  и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37 – 40). Правда, мысль о том, что ближний, достойный любви, не обязательно должен быть соплеменником, с большим трудом укоренялась в еврейской среде. Но и с таким национально-ограниченным характером ветхозаветная мораль все же отличалась в лучшую сторону от нравственных учений языческих религий. Боги, которым поклонялись язычники – соседи древних евреев, - в целом кажутся нравственно-безразличными существами. Главное, чего они ждали, требовали от людей, - это поклонение,    покорность; нравственное же качество человеческих поступков, судя по мифам, интересовало их в гораздо меньшей степени. Это были прежде всего боги силы – грозной и самодовольной, от которых не дождаться слов, подобных библейским: «К чему Мне множества жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. … Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову. Тогда придите, и рассудим, говорит Господь» (Ис. 1: 11,16 – 18). Языческие боги обычно не заглядывают в сокровенные глубины человеческой души, довольствуясь внешним послушанием. Библия же учит человека просить у Бога: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. … Ибо жертвы  Ты не желаешь – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50: 12, 18 – 19).