Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 6

В-третьих, религиозная организация – объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и культа. Выделяют обычно два основных типа религиозных организаций:

а) церковь (греч. kyrlakon – дом Господень) – обычно крупное религиозное объединение, существующее достаточно давно, ставшее традиционным, централизованное, без строгого и постоянного контролируемого членства;

б) секта (лат. secta – учение, направление, школа) – религиозное объединение тех, кто отклоняется от какой-то церкви и противостоит ей; отличается замкнутостью, строгим контролем за своими членами, активной миссионерской работой (деятельностью по распространению своего учения, расширению своих рядов).

Крайнюю разновидность сектантской организации, отличающуюся наиболее жесткой  внутренней дисциплиной, фанатизмом своих сторонников, агрессивным отношением к внешнему миру, называют тоталитарной (лат. totalitas –  цельность, полнота) сектой.

Выделяют переходный между сектой и церковью организационный тип –  деноминацию (лат. denominatio – переименование).

Кроме внешней религия имеет еще и свою внутреннюю сторону – особый мир бесконечно тонких духовных переживаний действительно, а не номинально верующих людей. Диапазон состояний души человека, чувствующего себя предстоящим Священному. Он может простираться от острого ощущения своей не чистоты, греховности до стирающего границы человеческой личности акта самозабвенного слияния с Божеством, описывая который мистики прибегают порой к аналогии с алкогольным опьянением или сексуальным наслаждением. Интенсивная внутренняя жизнь верующих, то, что религиоведы называют религиозной психологией, есть важнейшая, но наиболее трудная для изучения составная часть религии. Философ и православный священник П. Флоренский писал: «Тайны религии – это не секреты, которые не следует разглашать, не условные пароли заговорщиков, а невыразимые, несказанные, неописуемые переживания, которые не могут облачаться в слово...». А уже называвшийся С. Булгаков указывал: «Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии: письменность, культ, обычай ... – вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование ».

5. В жизни и отдельной личности, и целого общества религия выполняет важные функции. Перечислим их.

Во-первых, мировоззренческая функция. Религия объясняет человеку мир, в котором тот живет, его происхождение, устройство и дальнейшую судьбу, место человека в этом мире и то, ради чего и как человек должен жить.

Во-вторых, компенсаторская функция. В религии человек обретает источник силы, терпения и надежды для того, чтобы либо противостоять враждебному, давящему, а то и просто скучному, «серому» окружению, либо к нему приспособиться, смириться. Т.е. религия компенсирует, возмещает человеку издержки его обыденного существования.

В-третьих, интегрирующая функция. Религия объединяет своих приверженцев и тем самым может содействовать консолидации всего общества, если она в нем, конечно, преобладает. Правда, объединяя, она одновременно противопоставляет верующих иноверцам и атеистам. Возникает почва для возможных конфликтов, которые действительно происходят и принимают порой характер настоящих религиозных войн. Многие наши современники полагают, что данную проблему можно решить, лишь создав единую мировую религию, которая вберет в себя все существующие ныне. Но кажется более реалистичным не заниматься скрещиванием религий, а воспитывать в людях терпимое отношение к иным конфессиональным убеждениям, разумеется, если они не несут прямой угрозы человечности. Атеистам же, которые обвиняют религию в том, что она сеет рознь между людьми, стоит вспомнить, что в истории человечества гораздо чаще происходили войны и террор, не имеющие религиозной мотивации.