Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 17

Наряду с ТаНаХом важнейшим священным текстом иудаизма является Талмуд (евр.- изучение). Это обширнейшее сочинение (в оригинале – 19 томов) было составлено во II – IV вв. и включило в себя Мишну (евр. – повторение) и Гемару (евр. – завершение), причем последняя имеется в двух вариантах – Иерусалимская Гемара и Вавилонская. С XVII в. существует краткое изложение (всего 4 тома) Талмуда – Шулхан арух (евр.- накрытый стол), по которому сейчас Талмуд в основном и изучают. Иудеи верят, что Талмуд зафиксировал Устную Тору, восходящую еще к Моисею. По содержанию Талмуд представляет собой высказывания и бесконечные дискуссии раввинов, комментирующих ТаНаХ.

Раввины (евр.- учителя) – знатоки Торы (в широком смысле), руководящие религиозной жизнью еврейских общин, хотя и не имеющие признаков священства. И теперь среди иудеев-традиционалистов авторитет раввинов высок, а в прошлом их власть над единоверцами была особенно велика. Талмуд грозит страшными загробными муками тем, кто осмелится не повиноваться раввинам, и сообщает, что советов этих мудрых людей ищет сам Бог.

Центрами не только религиозной, но и в целом общественной жизни иудеев в диаспоре стали синагоги. Синагога (греч. synagoge - собрание) – молитвенный дом, но никак не храм. Храм у иудеев может быть только один – Иерусалимский, восстановленный на том же месте, где стоял старый. Сейчас на бывшей территории Храма расположились две мусульманские мечети, а от самого Храма сохранился фрагмент внешней стены (т.н. Стена плача). Иудеи связывают возрождение Храма и возобновление в нем кровавых жертвоприношений Богу с приходом Мессии, которого они до сих пор ожидают.

Наряду с мессианскими надеждами иудеи сохраняют и другие основные положения древнееврейской религии, в т.ч. почитание единого Бога и веру в свою богоизбранность, которая порой в истории приобретала характер откровенного национализма. Но в иудаизме появились и новые идеи. Так, в средние века возникло оккультное учение Каббала или кабала (евр. – предание, традиция), сами последователи которого возводят его еще к праотцу евреев Авраама. Ряд элементов Каббалы (пантеизм, вера в реинкарнацию или метемпсихоз, т.е. переселение душ, теоретическая и практическая магия) разительно противоречат Библии. Но среди иудеев это учение достаточно авторитетно, лишь изучение его обставлено рядом ограничений: учение должен быть зрелым, семейным мужчиной, предварительно изучившим ТаНаХ и Талмуд.

Интересный факт: в иудаизме отсутствует общепринятый Символ Веры, т.е. собрание основных догматов. Вообще упор в данной религии сделан на ее ритуально-нравственной стороне. Именно на ее детальном описании и объяснении сосредоточился Талмуд. В этой книге даже появилась такая фраза, приписываемая самому Богу: «Пусть лучше евреи забудут Меня, но будут следовать Моему Закону».

Среди важнейших религиозных обычаев и ритуалов иудаизма выделим следующие:

1)  обрезание младенцев мужского  пола на восьмой день после рождения; оно было установлено согласно Библии Богом как видимый знак того Завета, который заключил Он с Авраамом и его потомством;

2)  субботний отдых (шаббат) в память о том, что Бог сотворив мир за 6 дней, на седьмой день «почил»; в субботу нельзя работать, готовить пищу, зажигать или гасить огонь, прикасаться к деньгам и многое-многое другое;

3)  пищевые ограничения (кашрут): запрещено есть мясо некоторых животных, рыб  и птиц; есть мясо животного, убитого без соблюдения определенных ритуалов, есть мясо с кровью; есть одновременно мясную и молочную пищу; при этом подходящая к употреблению пища называется «кошерной», а неподходящая – «трефной»;

4)  правило семейной чистоты: женщина в течение определенного времени считается «нечистой», сильно сокращается ее общение с мужем; после того, как этот период закончится, женщина должна «очиститься» в специальной купальне.