Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 10

В тесные связи с ранними религиозными верованиями находилась мифология, система мифов. Миф (греч. mythos – слово, предание) – форма коллективногопереживания и объяснения мира с помощью наглядно-чувственных образов, которые, не смотря на свою вымышленность, воспринимаются людьми всерьез, как наидостовернейшая реальность. Древние мифы представляют собой сказания о духах, затем богах, обожествленных героях и первопредках, участвовавших, прямо или косвенно в создании мира, его природных и культурных элементов. Мифы до сих пор играют важную роль во многих религиозных традициях. Впрочем, к мифотворчеству склонны не только верующие люди, это – один из универсальных факторов человеческой культуры.  

После того, как мы вкратце описали реконструированные учеными первобытные религиозные верования, признаем, что эта реконструкция носит по большей части гипотетический характер. Ибо археологические и этнографические источники информации о первобытном обществе не совсем надежны. Находки археологов фрагментарны и с трудом поддаются интерпретации. Что касается современных племен и народцев, живущих в условиях чуть ли не каменного века, то мы не можем с полной уверенностью приписывать их мировосприятие и поведение людям, отдаленным от нас тысячелетиями.

Заставляет задуматься и факт широкого распространения т.н. ранних религиозных верований в среде не только отсталых племен, «дикарей», но и высокоразвитых народов, у которых, казалось бы, давно утвердился монотеизм. Наши цивилизованные современники, даже из числа считающихся атеистами, снимают и наводят «сглаз» и «порчу», гадают, отслеживают привидения и выходят на контакт с душами умерших, используют шаманские техники «расширения сознания», запасаются амулетами и просят помощи у духов воды, камней, деревьев и т.д. Критики называют эти рецидивы древней религиозности суевериями, т.е. верой всуе, напрасно, недостойной, изобличающей человеческие малодушие и невежество. Сторонники же подобных практик, сделавшие занятие ими образом своей жизни, предпочитают говорить об оккультизме, называть себя хранителями эзотерических знаний. Оккультизм (лат. occultus – тайный, скрытый) – учение о наличии в мире тайных сверхъестественных сил, которыми может овладеть человек, прошедший специальную подготовку и посвящение. Можно сказать, что оккультизм является теоретической основой магии. Эзотерические же знания (греч. esoterikos – внутренний) – тайные знания, предназначенные для немногих избранных, посвященных. Массовое увлечение оккультизмом в странах так называемого «христианского мира» заставляет усомниться в истинности концепции религиозной эволюции, поскольку свидетельствует скорее  об инволюции, о религиозной деградации, происходящей в истории человечества.

На это упирают сторонники концепции прамонотеизма, т.е. изначального монотеизма древних людей, которые хорошо знали, что они обязаны своим происхождением единому Творцу. С течением времени это знание было основательно подзабыто, на Земле почти безраздельно восторжествовало язычество. Но религиозные традиции разных народов, в том числе и «примитивных « народов наших дней, хранят предания о самом первом боге, благодаря которому возникли другие боги и оформился весь мир. Затем, правда, с этим первобогом что-то происходит, и он либо добровольно удаляется от дел, либо его свергают младшие боги. После этого люди начинают в своих обычных нуждах обращаться не непосредственно к первобогу, а в его заместителям или узурпаторам его власти. Широкое распространение подобного сюжета в мифологической летописи человечества – еще один довод у авторов, рассматривающих монотеизм  и как отправной пункт, и как долгожданный финал религиозных поисков людей. Таким образом, концепция прамонотеизма выделяет – как и противоположное, эволюционистское – три основных этапа на религиозном пути человечества: а) изначальный, древнейший монотеизм; б) длительное, почти повсеместное торжество политеистических (языческих) религий; в) возвращение значительной части человечества к выжившей монотеистической традиции (появление иудаизма, христианства, ислама). Критики этой концепции говорят о ее тенденциозномбогословском характере, о том, что она ставит своей специальной задачей средствами науки обосновать библейскую точку зрения на происхождение религии.