Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции

Страницы работы

Содержание работы

Тема 1   РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

1. Предмет и задачи религиоведения.

2. Религия и вера.

3. Сущность религии (с точки зрения ее критиков и скептиков).

4. Структура религии.

5. Функции и типы религии.

6. Основные формы нерелигиозного мировоззрения.

Основные понятия

Религиоведение; богословие (теология); феноменологический подход; религия; Священное; Бог; вера; конфессия; вероучение; догмат; ересь; религиозный культ, мистика; религиозная организация; церковь; секта; деноминация; миссионерство; религиозная психология; монотеистическая, политеистическая, родоплеменная, национальная, мировая, природная (естественная), духовная (нравственная) религии; язычество, деизм, пантеизм, атеизм, скептицизм, нигилизм, богоборчество.

1. Религиоведение – особая отрасль гуманитарного знания, изучающая происхождение и сущность религии, многообразие ее конкретно-исторических форм и структурных подразделений, ее роль в жизни общества и развитии культуры на протяжении тысячелетий вплоть до наших дней. Религиоведение сформировалось на стыке целой группы наук и потому носит комплексный характер, включая в себя элементы философии, социологии, психологии, истории, антропологии, этнографии, лингвистики.

Современное религиоведение дистанцируется от богословия; его не следует также путать с научным атеизмом, предметом, долгое время преподававшемся в учебных заведениях СССР. Богословие или теология (греч. theos – бог и logos – учение) – это систематизированное изложение определенного религиозного учения, обосновывающее его истинность и важность для человека. Научный атеизм (греч. а – отрицание, teos – бог) – теоретическая дисциплина, занятая изысканием путей преодоления религии как вредного предрассудка; в странах социалистического содружества научный атеизм был важной частью партийно-государственной идеологии. Несмотря на взаимную вражду, богословие и научный атеизм сходны в том, что они берутся оценивать истинность или ложность различных религий. В современной же религиоведении возобладал феноменологический подход (греч. phainomenon – являющийся), в рамках которого ученые стремятся не судить религии, а максимально точно, объективно описывать их историю, структуру, функции и т.д. Независимо от того, существует ли на самом деле та сверхчеловеческая, сверхприродная реальность, о которой сообщают религии, сами они имеют место быть, и религиоведы изучают их как влиятельные феномены (явления) человеческой истории, отвлекаясь от собственных религиозных или антирелигиозных убеждений. Иначе данную позицию можно назвать мировоззренческим нейтралитетом. Но следует признать, что сохранить полную беспристрастность в религиоведении очень трудно, ведь так или иначе приходится обсуждать вопросы, от правильного решения которых, по мнению многих, зависят спасение человеческой души, счастье всего человечества.

В чем состоит важность изучения студентами религиоведческой проблематики? Оно поможет их самоопределению в мире, в котором большинство людей относят себя к приверженцам многочисленных и отличающихся друг от друга религий. Так, в нашей стране, Республика Беларусь, около 45 – 50 % населения составляют верующие люди, и существует 26 только зарегистрированных конфессий (лат. Confessoinalis – вероисповедный, церковный), т.е. конкретных форм религии. Религиозные убеждения способны сильно повлиять на поведение человека. Познакомившись с ними, мы будем лучше разбираться в особенностях человеческой психологии, успешнее взаимодействовать с другими людьми. Зная, какие религиозные традиции были распространены в той или иной стране, мы сможем больше понять в ее истории, культуре, национальном характере ее жителей. И, в конце концов, изучение религиоведения поможет нам максимально-осознанно и ответственно пользоваться конституционным правом на свободу совести, согласно которому мы сами решаем, во что и как верить.

2. Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия». Одни производят его от латинского глагола  relegere, что значит «вновь собирать», «относиться к чему-либо с особым почтением». Другие считают, что оно происходит от латинского глагола religare со значением «связывать, соединять». По мнению третьих, термин «религия» выводится из глагола reelegare, означающего «воссоединение, возобновление». Таким образом, само происхождение слова «религия» указывает на два его основных значения: благоговение и соединение.

Религия – это система мировосприятий и поведения, основанная на почитании сверхъестественной реальности, с которой люди стремятся установить и поддерживать связь. Многие религиоведы предпочитают говорить не о сверхъестественной, а о священной или сакральной (лат. sacer – священный) реальности. Последнее название подчеркивает и то, что данная реальность коренным образом отличается от привычной для нашего восприятия и понимания, и то, что она в глазах людей обладает высшей ценностью, вызывает у них благоговейный трепет. Разные религии по разному рисуют сферу Священного. Обычно она представляется наполненной некими сознательными силами, сверхчувственными сущностями (богами или Богом, ангелами, демонами и т.д.), по многим параметрам превосходящими человека, способными ему помочь или навредить, наградить или наказать.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
186 Kb
Скачали:
0