Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 2

Во все века хватало людей, утверждавших, что они обладают опытным, непосредственным знанием священного: они общались с ангелами, слышали голос Бога, становились свидетелями чудесных превращений, исцелений, сбывшихся пророчеств и т.д. Но большинство других приверженцев религий не может сказать, что они с полной для себя очевидностью сообщались с миром сверхъестественного. Однако они верят в его существование. Вера, как определил ее философ Вл. Соловьев, -- это признание чего-либо истинным с такой решимостью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Вера играет настолько важную роль в религиозной жизни, что порой это слово используют как синоним слова «религия» и людей с религиозными взглядами называют верующими.

Стало обычным делом противопоставлять религию и науку по той причине, что первая основана на бездоказательной вере (при этом любят вспоминать слова раннехристианского автора Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно»), а вторая утверждена на доказательном знании. Но это противопоставление носит все-таки надуманный характер.

Во-первых, наука переполнена недостоверной информацией, гипотезами, из-за чего она становится, по выражению физика и философа Ф. Франка, похожа на детективный рассказ: «Все факты подтверждают определенную гипотезу, но правильной оказывается, в конце концов, совершенно другая гипотеза». Более того, в самом основании науки мы находим веру, по силе не уступающую религиозной. Чтобы научный поиск имел смысл, ученые изначально должны верить в объективное существование внешнего мира. Как заметил философ Б. Рассел: «Я не думаю, что я сейчас сплю и вижу сон, но я не могу доказать этого». Вдобавок, по словам создателя кибернетики Н. Винера, «без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки. Невозможно доказательство того, что природа подчинена законам, ибо все мы знаем, что мир со следующего момента может уподобиться игре в крокет из книги «Алиса в стране чудес».

Во-вторых, религиозная вера не чуждается рациональных доказательств своей истинности. Вот, например, какие аргументы в пользу признания бытия Бога содержатся в книге православного богослова А. Осипова «Путь разума в поисках истины».

1.  Космологический аргумент (греч. cosmos – Вселенная, мир). Большинство ученых признает причинность как всеобщий закон бытия (по крайней мере, это относится к макромиру). Должна быть первопричина и самого бытия, т. е. всего существующего. Такой причиной может быть только вечное, ничем уже не обусловленное сверхбытие – Бог.

2.  Телеологический аргумент (греч. thelos – цель). Устройство мира поражает своей гармоничностью и закономерностью, целесообразностью, что можно объяснить лишь разумностью той силы, которая его творила. Т.е. следует признать существование сверхразума – Бога.

3.  Психологический аргумент (греч. psyhe – душа). Идея Бога как всесовершенного существа постоянно присутствует в человеческом сознании. Она не могла бы произойти ни от впечатлений внешнего мира, как глубоко отличного от представлений о Боге, ни как результат чисто психической деятельности человека. Следовательно, источник этой идеи – сам Бог.

4.  Исторический аргумент обычно увязывается с психологическим. Еще древнегреческий историк Плутарх писал: «Обойди все страны, ты можешь найти города без стен, без письменности, без правителя, без дворцов, без богатств, без монеты, но никто не видел еще города, лишенного храмов и богов, города, в котором не воссылались бы молитвы, где не клялись бы именем божества…» Факт отсутствия в истории человечества совершенно безрелигиозных сообществ не может быть случайным и опять наводит на мысль о реальном существовании Бога.

5.  Нравственный аргумент. Человек – существо, испытывающее тягу к совершенству, слышащее голос совести, стремящееся быть свободным, готовое даже к самопожертвованию ради идеальных целей. Все это трудно объяснить лишь биологическими и социальными причинами. Человек кажется плохо встроенным в наш мир. Остается вспомнить библейское учение о Боге, всемогущем и справедливом существе, по Образу которого создан человек и которому он призван уподобиться.