Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 7

В-четвертых, регулирующая функция. Религия предъявляет своим сторонникам определенные требования, правила поведения, которые касаются не только отношений людей с Божеством, но и их отношений с другими людьми. Многие верующие до сих пор убеждены, что мораль можно прочно утвердить лишь на фундаменте религии. В этом с ними согласны даже некоторые атеисты и скептики. Так, известный критик традиционного христианства, писатель и философ XVIII в. Вольтер полагал, что, «если бы Бога не было, его стоило бы выдумать», иначе даже крестьянами небольшой деревни, не имеющими «страха Божия» не возможно будет управлять. Но стоит привести и противоположное мнение. Современник Вольтера, тоже философ-просветитель Д. Дидро писал: «Везде, где признают бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает».

В-пятых, культурообразующая функция. Религия сильнейшим образом способна повлиять на все сферы культуры вообще и духовной культуры в частности. От того, каковы религиозные убеждения людей зависит и то, как они украшают мир, и то, как они его познают. Факт, заслуживающий внимания: научная революция произошла, и наука в современном смысле слова возникла в Европе XVI – XVII вв., а не в Индии, Китае, странах Ближнего Востока. Чтобы объяснить это, придется вспомнить, какие именно религиозные традиции доминировали в данных регионах.

Перечисленные выше функции отдельные религии выполняют по разному. Это происходит и потому, что они по разному могут быть представлены в той или иной стране (религия большинства или, наоборот, меньшинства; религия государственная или религия терпимая, а то и преследуемая; религия традиционная или новая). Но прежде всего надо учитывать, что религии различаются уже в вероучительной части, и если одна требует принести в жертву Богу «дух сокрушен», покаяние, то другая предлагает пожертвовать жизнью иного человека...

Однако между религиями можно заменить и черты сходства, которые позволяют выделить основные религиозные типы. В зависимости от избранного критерия возможна разная классификация религий.

Например, по степени распространенности выделяют религии:

а) родоплеменные; б) национальные; в) мировые.

По тому, как верующие представляют себе Священное, различают религии:

а) монотеистические (греч. monos – один, theos – бог), основанные на вере в существование единого Бога – Творца и Владыки мира;

б) политеистические (греч. poli – много), в которых на первый план выходит почитание многочисленных богов и духов.

Некоторые религиоведы продолжают именовать политеистические религии «языческими», заимствуя этот термин у богословов. Для богословов (христианских, иудейских, мусульманских) язычество (старослав. язык – народ) – это религиозная «народная самодеятельность», не имеющая своим источником Откровения Единого Бога, в результате чего люди «занимали истину Божию ложью и покланялись и служили твари вместо Творца...» (Рим. 1:25).

И еще одна классификация. Потому, как вероучение рисует отношения Божества, природы и человека, выделяют религии:

а) природные или естественные, рассматривающие и Божественное, и человеческое как часть природного и не ставящие отношения Божества и человека на прочную нравственную основу;

б) нравственные или духовные, четко разводящее Божество и природу, утверждающее уникальность положения в мире человека, к которому Божество предъявляет строгие нравственные требования.

6. В заключение укажем основные мировоззренческие альтернативы религии.

Деизм  (лат. deus – бог) – учение, которое признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

Пантеизм  (греч. pan – все и theos – бог) – учение, рассматривающее Божество как некую безличную энергию, которая не обладает ни самосознанием, ни волей и пронизывает собой всю Вселенную.

Может возникнуть вопрос, почему бы не отнести к религиозным эти учения, признающие существование Божественного. Дело в том, что признавая его, они отрицают возможность и необходимость для людей установить с ним связь. А без этого нет религии.