Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 5

Еще один известный психоаналитик ХХ в., Э. Фромм, понимал религию как «любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую человеку вести осмысленную жизнь и дающую объект для преданного служения». Т.е. религия, по мнению Фромма, удовлетворяет фундаментальную потребность человека и выступает как защитный механизм, предохраняющий человека от невротических комплексов. Но ученый различал «авторитарные» и «гуманистические» религии, сочувствуя последним, максимально «обезбоженным», в центре внимания которых стоят человеческие счастье и свобода.

Перечисленные точки зрения на сущность, причины возникновения и исторической живучести религии являются наиболее распространенными в среде неверующих и маловерующих людей. Хотя правильнее было бы назвать неверующих, а атеистов, людьми по своему людьми верующими, верующими в то, что Священное само по себе не существует, есть иллюзия. Научное же доказательство небытия Бога в принципе невозможно. Как бы далеко вперед не продвинулась наука, наши знания о мире всегда будут ограничены и не охватят все бытие в целом (по словам ученого: «Мало кто знает, как много надо знать для того, чтобы знать, как мало мы знаем»). В такой ситуации интеллектуально-честный человек ни когда не решится утверждать, что Бога достоверно нет (даже если бы это было и так).

4. Религия – весьма сложное образование. Если рассматривать ее с внешней стороны, с токи зрения постороннего наблюдателя, то в ней можно выделить  следующие основные элементы.

Во-первых, в ней присутствует вероучение – система идей, принципов, понятий, касающихся Священного, его отношения к миру и людям, угодных Священному отношению между людьми. В разных религиозных традициях теоретическим оформлением вероучения занимаются богословы. Верующие в массе своей обычно не знакомы с тонкостью богословской мысли и довольствуются упрощенным изложением и истолкованием своего религиозного учения, порой сильно отличающимся от канонического (греч. kanon – правило, предписание), т.е. признанного правильным, обязательным для всех. Таким образом, могут появиться ереси (греч. hairesis – особое вероучение) – вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии. Догмат (греч. dogma – учение, мнение) – вероучительное положение, принимаемое за безусловную, несомненную истину. В разных религиозных традициях, в разные исторические эпохи отношение к еретикам может колебаться – от беспощадного до терпимого, снисходительного.

Во-вторых, культ (лат. cultus – почитание) – вся совокупность действий, которые совершают верующие для того, чтобы поддерживать связь с предметом своей веры. Культовые действия могут быть:

а) магическими (лат. magia – колдовство), с помощью которых человек овладевает сверхъестественными или природными силами;

б) символическими (греч. simbolon – знак; symballo – соединяю, сравниваю), т.е. такими, с помощью которых человек напоминает себе о священной реальности;

в) мистическими  (греч. mistikos – таинственный), т.е. такими, с помощью которых человек вступает в сверхъестественную связь с Божеством, в плоть до «растворения» в нем.       

Культ включает в себя не только действие (посты, молитва, богослужение и т.д.). Чтобы его осуществлять, нужны и храмы, и предметы культа (священная утварь, облачения священнослужителей и т.д.), и специально подготовленные люди, служители культа (жрецы, священники, проповедники и т.д.).

Есть религии с довольно упрощенным, минимизированным культом. Но в целом роль культа в религии велика, даже если не признавать за ним возможность устанавливать сообщение с миром сверхъестественных сил. Куль определенным образом упорядочивает, регулирует жизнь верующих, наполняет ее высоким смыслом. Люди радостно переживают свою причастность важному коллективному делу. Они ощущают свою близость (пусть и иллюзорную) к источнику сверхчеловеческого могущества и соответственно, свою защищенность. Культ время от времени разнообразит жизнь людей праздниками и зрелищами, доставляя им и чисто эстетическое наслаждение. В связи со всем сказанным некоторые врачи и психологи утверждают, что религиозный культ оказывает благотворное влияние на психофизическое здоровье человека. Но здесь нужно оговориться: в некоторых религиозных течениях культ может принять изуверский характер, включив в себя, например, кровавое жертвоприношение, ритуальные членовредительство и самоубийство, священную проституцию и сексуальные оргии, использование наркотиков и т.д.