Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 11

В последнее время увеличилось число религиоведов, отвергающих обе концепции, во-первых, за то, что они, не имея достаточных оснований, уверенно судят о характере древнейших религиозных верований, во-вторых, за то, что они прямо или косвенно утверждают неполноценность немонотеистических религий, приверженцы которых составляют значительную часть человечества.

Будем ли мы считать монотеизм изначальным или нет, но монотеистические религии – христианство и ислам – являются самыми распространенными в мире. Поэтому именно на них мы сосредоточим наше внимание. Мы также дадим характеристику еще одной мировой религии – буддизма. Рассказ о буддизме был бы не полным без упоминания об индуизме,  крупнейшей национальной религии современности. А изучение христианства и ислама должно предшествовать знакомство с национальной религии евреев – иудаизмом.

2. Иудаизм считается первой по времени возникновения монотеистической религией. Это точка зрения нуждается в уточнении. Даже если мы оставим в стороне концепцию прамонотеизма, правильнее было бы назвать самой ранней из числа известных нам монотеистических религий древнееврейскую религию. Ее преемниками объявляют себя одновременно и иудаизм, и христианство, и ислам, рассматривая друг друга, в лучшем случае, как непутевых родственников.

Древнееврейскую религию христиане называют ветхозаветной. Дело в том, что важнейшие вероучительные тексты древних евреев, их Священное Писание, вошли в христианское Священное Писание, Библию (греч.biblia, мн. ч. от biblion – книга), как ее первый большой раздел, Ветхий (Старый) Завет, который предшествует Новому Завету. В Ветхом Завете прослеживается история человечества, почти исключительно еврейская история, до рождения Иисуса Христа, почитаемого христианами как Богочеловек и Спаситель; Новый Завет повествует о земной жизни Иисуса и о первых десятилетий существования христианской Церкви. Иудаизм не признает священный характер Нового Завета, отрицает божественный источник его происхождения, соответственно не использует название «Ветхий Завет». Священное Писание древних евреев иудаизм рассматривает как свое и прилагает к нему название «ТаНаХ» (может быть записано и как «Танах»). Это слово – аббревиатура, оно образовано первыми буквами названий трех больших групп книг, которые иудеи выделяют священным писанием: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и К(Х)увим (Писания). Сразу отметим, что слово Тора в иудаизме имеет несколько значений: а) первые пять книг ТаНаХа, а значит и Библии – Пятикнижие Моисеево; б) весь ТаНаХ,  как говорят, «письменная Тора»; в) «устная Тора», на основе которой записан Талмуд; г) все вероучение иудаизма, т.е. письменная и устная Торы, вместе взятые.  

Ветхий Завет (ТаНаХ) складывался на протяжении многих столетий, начиная примерно с XIV – XIII вв. до н.э., и вряд ли мы теперь сможем точно восстановить всю историю его записей и редактирования. Датировка и авторство различных ветхозаветных текстов, указываемые богословами и светскими (нецерковными) религиоведами, часто не совпадают. Ясно, что работа над текстами в основном была завершена к III – II вв. до н.э. Но окончательно канон (в данном случае – официально принятый список книг) Ветхого Завета (ТаНаХа) в еврейской среде, отвергнувшей христианство, окреп во II веке н.э. Христианская же Церковь окончательно утвердила ветхозаветный канон в IV веке.

Иудейская традиция насчитывает в ТаНаХе 24 книги, а христианская – 39 канонических книг, которые обычно подразделяют на 4 группы:

а) книги законоположительные: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие (вместе – Пятикнижие Моисеево);

б) книги исторические: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии, Эсфирь;

в) книги учительные: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней;

г) книги пророческие: книги великих пророков Исайи, Иеремии, Иезикииля, Даниила, а также книги малых пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.