Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 15

Как следует из последних слов, в древнееврейской религии появилось утверждение о том, что с Богом должен встретиться не только «внешний» человек, но и «внутренний», т.е. человеческая душа. Но вот учение о посмертном состоянии души, о загробном воздаянии осталось почти неразработанным. Согласно ветхозаветным текстам, праведники получают награду, а грешники наказание от Бога исключительно в земной, посюсторонней жизни: одни приобретают материальные блага, другие их теряют. Эту точку рения позднее пересмотрело христианство, сделав решительный акцент на спасение бессмертной души, ибо, по словам Иисуса Христа, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26).

Еще две важные для религии темы, которые вошли и в христианство, и в иудаизм, и в ислам,- это учение о всеобщем воскресении мертвых во плоти и о предшествующем ему приходе Мессии (евр. машиах – помазанник), по-гречески – Христа. Мессия – посланник Божий, который защитить евреев от многочисленных врагов и установит на земле царство мира, справедливости и благоденствия. «И рассудит Он народы… и перекуют они мечи свои на орала, а копья на серпы. Не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4). В книгах Ветхого Завета Мессия наделяется различными качествами и  выступает то как Царь, то как Пророк, то как Первосвященник, а то и как мученик.

Древнееврейская религия складывалась, как и записывалась Библия, на протяжении жизни многих поколений. По мнению ряда религиоведов, изначально она не была монотеистической, и всемогущий Яхве выступал как объект поклонения лишь одного еврейского племени, которое затем силой навязало свой религиозный культ остальным евреям. Интересный вопрос: почему монотеизм возобладал у евреев раньше, чем у многих других народов? Те ученые, которые отвергают свидетельство Библии о том, что сам Бог избрал еврейский народ, дабы через него обратиться ко всему человечеству, часто указывают на специфические условия, сложившиеся в ближневосточном регионе и благоприятствовавшие появлению здесь идеи единобожия. На Ближнем Востоке возникли древнейшие в истории человечества цивилизации, в которых выстроилась централизованная, очень деспотичная  государственность. Люди, веками привыкая раболепствовать перед сильной единоличной властью, могли спроецировать свою ситуацию в область воображаемых сверхъестественных сил и уверить себя в том, что миром правит единый Бог-Владыка. Но почему все же монотеизм укрепился впервые у отсталого, полукочевого  народа евреев (само слово «еврей» означает «пришелец», «странник»), а не у их соседей, древних египтян, обладавших высокоразвитой культурой и действительно сильным государством? Религиоведы объясняют, что у древних египтян идея единобожия не смогла преодолеть косность политеистической традиции. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), попытавшийся установить в Египте поклонение единому богу Атону, столкнулся с сопротивлением влиятельного жречества, обслуживавшего культы многочисленных богов, и его религиозная реформа потерпела поражение. Но вполне вероятно, что она нашла отклик у евреев, которые находились в сфере влияния Древнеегипетского  царства и не обладали столь консервативной религиозной традицией.