Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 3

6.  Религиозно-опытный аргумент. Бытие Бога является фактом, проверенным огромным количеством людей, выполнивших главное условие богопознания, которое ясно и кратко выражено в Евангелии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). Как писал философ, а затем и православный священник, С. Булгаков, «если бы люди веры стали рассказывать о себе, что они видели и узнавали с последней достоверностью, то образовалась  бы гора, под которой был бы погребен и скрыт от глаз холм скептического рационализма».

Можно вспомнить и множество ученых, которые были верующими людьми – и при этом не вопреки, а во многом благодаря своим научным изысканиям: Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Б. Паскаль, И. Ньютон, М. Ломоносов, А. Ампер, А. Вольта, Л. Пастер, Г. Мендель, Д. Менделеев, И. Павлов и др. Один из них, Ф. Бэкон, писал: «Только поверхностное знание природы может увести нас от Бога; напротив, более глубокое и основательное ведет нас назад, к нему».

Но не отказываясь защищать свою правоту средствами логики и свидетельскими показаниями очевидцев, религиозная вера к ним не сводится. Ученый и религиозный мыслитель Б. Паскаль писал: «Старайтесь же убедить себя не добыванием новых доказательств бытия Бога, а уменьшением своих страстей», т.е. личных недостатков, пороков: жадности, завистливости, похотливости, лживости и т.д. Вера обращена не только к уму человека, она предполагает определенную организацию его  эмоционально-волевой сферы, определенный образ жизни. Религиозная вера – тотальное состояние души и жизни человека, и недаром еще в древности было замечено: «Человек таков, какова его вера».

3. Еще в глубокой древности  были предприняты попытки объяснить возникновение религии сугубо земными, естественными причинами. Так, древнегреческий философ Ксенофан Колофонский (6 век до нашей эры) утверждал, что не боги людей, а люди богов создали по своему образу и подобию. «Если бы быки и другие животные умели бы рисовать, -- говорил он, -- то быки изображали бы богов похожими на быков, лошади –  похожими на лошадей…». Правда, Ксенофан еще не отрицал объективный характер существования самого  Божества, что будут делать другие. Философ Критий (V век до нашей эры) считал, что религия была сознательно изобретена и используется власть имущими для того, чтобы под страхом небесной кары заставить людей уважать законы. Еще один древнегреческий философ, Демокрит, (V – IV века до нашей эры), первым высказал мысль, что религия родилась из страха людей перед грозными силами природы. Названные идеи не затерялись в веках – они подготовили появление европейского религиоведения Нового времени, отмежевавшегося от богословия.

На рубеже XVIII – XIX вв. сложилась первая крупная собственно-научная школа в изучении религии – мифологическая (астрально-мифологическая, натуралистическая). Ее представители (братья Я. и В. Гримм, М. Мюллер и др.) пытались доказать, что религия возникла, потому что люди олицетворяли обожествляли непонятные им небесные явления.

Во второй половине XIX в. наиболее влиятельной школой в религиоведении становится антропологическая (эволюционистская). Приверженцы этой школы (Э. Тэйлор, Дж. Леббок, Дж. Фрэзер и др.) подчеркивали, что религия в конечном счете есть продукт эмоционально-мыслительной деятельности людей. Философский предтеча антропологической школы, Л. Фейербах, писал: «Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом образ человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа». Таким образом – через отчуждение от человека и обоготворение его сущности возникли т.н. духовные религии, а еще раньше в результате гипостазирования (наделения объективным существованием) свойств и отношений природы появились природные религии.