Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 13

     Древние евреи почитали единого Бога как всемогущее, вездесущее, всеведущее, вечное и бестелесное существо. По всем перечисленным характеристикам библейский Бог радикально отличается от тех богов (с точки зрения Библии - мнимых богов), которым поклонялись окружавшие евреев народы Древнего Востока и Средиземноморья. Боги древних египтян и финикийцев, вавилонян и греков, судя по мифам, превосходили людей силой и знаниями, которые, однако, имели пределы. Эти боги не могли быть всемогущими хотя бы по тому, что их было много и им приходилось делить между собой власть над миром. Они не считались изначальными, они не были даже вполне бессмертными и бестелесными. Поскольку языческие боги нуждались в пище, отдыхе, сексуальной разрядке, зрелищах, они парадоксальным образом зависели от подвластных им  людей, от которых получали жертвоприношение, восхваление и услуги т.н. священных проституток. Про языческих богов нельзя сказать, что они трансцендентны (лат. transcendens - выходящий за пределы) этому миру, они являются его частью, выступая как более или менее откровенное олицетворение природных стихий, человеческих страстей и социальных функций.

     Правда, некоторые фрагменты Ветхого Завета как будто приписывают Богу органы, чувства и состояния, подобное человеческим: Бог ходит в раю, испытывает раскаяние в содеянном, покрывает пророка Моисея своей рукой и т.д. Но богословы предлагают понимать эти антропоморфизмы не буквально, а как символические указания на чисто духовное свойство и действие Бога. Из общего же библейского контекста прямо следует, что Бог и человек, Бог и весь мир различаются качественно, различаются настолько, что их трудно даже сопоставить. Как объяснял древнехристианский богослов Климент Александрийский  (II-IIIвв.): «Бога нет ни в облаке, ни в каком другом месте. Он вне пространства, не подлежит ограничениям времени, не объемлется свойствами вещей. Ни частичкой своего существа не содержится Он ни в чем материальном, ни обнимает оного через ограничение материи и через деление Себя. « Какой храм вы можете построить для Меня», - говорит Господь (Ис. 66, 1). Но и в образе Вселенной Он не храм построил Себе, потому что Он безграничен».

       Богу, который есть абсолютный Дух, невозможно придать какой-то определенный образ, и поэтому древнееврейский культ исключил изображения Божества. Даже имя всемогущего Творца и Владыки мира, открытое Им пророку Моисею, было запрещено произносить вслух. Скорее всего, оно звучало как «Яхве» (его обычно переводят словом «Сущий», но можно перевести и так: «Я есть тот, кто Я есть»). Мы говорим «скорее всего», потому что традиция произнесения запретного имени Бога считается утраченной. Нам известно лишь, как оно записывалось, - четырьмя согласными буквами ЙХВХ (т.н. тетраграмматон), гласных же букв древнееврейский язык не знал... В Ветхом Завете встречаются и другие имена Бога: Эль, Элион, Элохим (букв. Перевод - боги; множественное число используется здесь как замена превосходной степени), Шаддай (Вседержитель), Адонай  (Господь), Саваоф (букв. перевод - воинств, сил; употребляется обычно со словом «Господь, Бог»). В средние века при огласовке библейского текста к тетраграмматону были присоединены гласные звуки слова «Адонай», в результате появилось прочтение «Иегова».

Согласно Библии, Бог, сотворивший из ничего в течение шести дней мир, особое место отвел в нем человеку. Человек создан по образу Божьему. Это означает прежде всего то, что человек, как и Бог, есть личностное существо. В нем отразились и другие божественные совершенства. Так, Бог есть Дух, и человек имеет в себе нематериальную составляющую – душу. Бог есть абсолютный Разум, и человек наделен способностью мыслить. Бог вечен, и человек предназначен к бессмертию не только душой, но и телом, которое в конце концов Бог воскресит. Пока же люди умирают. Это повелось с тех пор, как первые из них – Адам и Ева – не выполнили единственное божественное условие, при котором они и их потомки могли бы вечно наслаждаться блаженной близостью Бога: в райском саду они съели плод, как обычно говорят, с древа познания добра и зла. Так была нарушена Божья воля, совершился первый, но уже далеко не последний грех, так вошла в мир смерть. С того времени история людей двинулась путем мучительных и бесцельных скитаний вдали от Бога.