Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 4

Мысли Л. Фейербаха по поводу религии оказали немалое влияние на ученых и революционеров К. Маркса и Ф. Энгельса, основоположников современных  коммунистического и социал-демократического движения. Марксистская критика религии составила ядро научного атеизма. С токи зрения марксистов религия есть извращенное сознание, извращенное отражение реального мира. Как писал Ф. Энгельс: «... всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, -- отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Так понятая, религия не имеет самостоятельной истории. Она возникла на определенном этапе человеческого общества в связи с тем, что люди испытали бессилие – сначала в борьбе с природой при первобытнообщинном строе, затем в борьбе с эксплуататорами в классовом обществе. Религия неизбежно исчезает в будущем коммунистическом обществе, в котором установятся действительно справедливые отношения между людьми и человечество беспредельно разовьет свое могущество и власть над природой. В тех странах, в которых марксисты овладели властью, они пытались насильно ускорить исчезновение религии, указывая на ее огромной вред: религия – опиум народа, орудие духовного гнета в классовом обществе.

В отличие от Маркса и Энгельса социолог Э. Дюркгейм, религиоведческие идеи которого получили известность на рубеже XIX – XX вв., позитивно оценивал общественную роль религии как стабилизирующей и интегрирующей силы. По его определению, «религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т. е. вещам особым, запретным, эта система таких верований и обрядов, которые объединяют в единую моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды». Фактически в религии происходит обожествление обществом самого себя с целью поддержания сплоченности своих членов, а значит, с целью самосохранения. Отсюда можно сделать вывод, что религия необходима и будет существовать, пока продолжается история общества.

В одно время с Дюркгеймом в защиту религии выступил философ и психолог У. Джемс. Он писал о важной психотерапевтической роли религии, которая способна утешать людей, облегчить их самое невыносимое страдание, охранять свободу человеческого духа от гнета авторитаризма и техницизма. В трактовки Джемса религия сводилась к многообразию субъективных переживаний верующих («религиозных опытов»), причем акцент был сделан не на интеллектуальный, а на эмоционально-волевой сфере человеческой психики человека. Правда, сам Джемс допускал существований Бога, понимаемого им не в традиционном христианском смысле.

Основатель психоанализа, один из самых известных психологов ХХ в.         З. Фрейд начисто отрицал существование сверхъестественного источника религии. Религия для Фрейда – коллективный невроз (психическое расстройство), приводящий к неадекватному восприятию реальности. Сам невроз вызван необходимость подавлять инстинктивные влечения человека ради сохранения его как существа культурного. Фрейд утверждал, что в область религиозной жизни люди бессознательно проецируют свой инфантильный опыт, наделяя Божество, которому покланяются, чертами строгого и заботливого отца.

Если предметом научного интереса З. Фрейда было индивидуальное человеческое бессознательное, то ученик, а затем и критик Фрейда, К. Г. Юнг прославился своим изучением коллективного бессознательного. С его точки зрения религия есть один из результатов проекции во вне архетипов коллективного бессознательного, которые являются «психическим остатком бесчисленных переживаний одного и того же типа», испытанных многими поколениями людей. Иначе, архетипы коллективного бессознательного, эти хранящееся в глубинах психики человека доопытной модели мировосприятия и поведения. Сами по себе архетипы не доступны прямому и понимающему созерцанию, но символически они присутствуют в сновидениях, в искусстве и мифологии, в религиозных верованиях и культе. Юнг не был чистым атеистом, допуская подлинность существования Священного – по ту сторону архетипов.