Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 8

Атеизм – мировоззрение, построенное на полном отрицании сверхъестественной реальности. На подступах к нему стоят скептицизм и богоборчество.

Скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция, подвергающая сомнению познавательную способность человеческого разума, в том числе способность определенно судить о бытии или небытии Бога.

Богоборчество -- мировоззренческая позиция тех, кто одновременно и верит в существование Бога, и бунтует против него. Некоторые богоборцы готовы назвать себя сатанистами. Сатана или дьявол в Библии – главный противник Бога, начальник падших ангелов, бесов.

Как полагают многие верующие, последовательным выводом из безбожия является нигилизм (лат. nihil – ничто) – точка зрения абсолютного отрицания всех позитивных ценностей, не только религиозных, но и нравственных (по словам  одного из литературных героев, Ивана Карамазова «если Бога нет, то все позволено»). Атеисты в ответ могут привести примеры людей, лишенных религиозных убеждений, но вдохновляющихся на добродетельную жизнь иными, не менее высокими идеалами.

Заметим, что в истории человечества до сих пор не было стран или периодов, совершенно свободных от религиозных верований. Даже в СССР, где религию на протяжении десятилетий методично пытались искоренить, мало того, что это не удалось сделать, -- псевдорелигией стала сама официальная коммунистическая идеология. В современном индустриальном (некоторые говорят, уже постиндустриальном) обществе роль религиозных ценностей все же неуклонно снижается. Быть может, наши потомки опытным путем проверят, подтвердят или опровергнут истинность слов Ф. Бэкона: «Атеизм – это тонкий слой льда, по которому может пройти один человек, целый же народ ухнет в бездну». Если, конечно, у них останется время, чтобы подвести итоги своего рискованного эксперимента...

Вопросы и задания к теме

1. В чем состоят важность и сложность научного изучения религии?

2. Чем современное религиоведение отличается от богословия и научного атеизма?

3. Что такое религия и какую роль в ней играет вера?

4. Объясните факт существования в истории, в т.ч., новейшей, большого количества верующих ученых. Как бы Вы сами определили взаимоотношения между религией и наукой?

5. Какой из аргументов в пользу бытия Бога, приведенных проф. А. Осиповым, показался Вам самым сильным, а какой – самым слабым? Почему?

6. Какая из теорий происхождения религии, созданных критиками религии и скептиками, обладает, на Ваш взгляд, наибольшей объяснительной способностью? Почему?

7. Оцените значение для религии каждого ее структурного элемента.

8. Можно ли чем-нибудь заменить религию в исполняемых ею функциях?

9. По каким критериям можно классифицировать религию?

10. Один из героев книги А. Зиновьева «В преддверии рая» говорит: «Утрата способности к религиозности есть возврат человека к животному, а не прогресс. Конец Бога есть конец человека. Антирелигиозное общество есть квазичеловеческое общество, а не вершина истории. Это – деградация. И никакие космические полеты не компенсируют ее». Согласны ли Вы с этими словами?

Примерные темы рефератов

1. Основные школы в современном религиоведении.

2. Религия и наука.

3. Религия и искусство.

4. Религия и мораль.

5. Особенности религиозной психологии.

Дополнительная литература (кроме учебников по религиоведения)

Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб, 1992.

Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

История и теория атеизма. М., 1987.

Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989.

Классики мирового религиоведения. М., 1996.

Мистика. Религия. Наука. М., 1998.

Настольная книга атеиста. М., 1987.

Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. М., 1990.

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 1997.

Рьюз М. Наука и религия: по прежнему война? // Вопросы философии. 1991. № 2.

Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов на/Дону, 1996.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.