Программа профильной лаборатории «Учебное исследование в математике», страница 35

Чаще всего, после постановки проблемы и понимания учащимися каких знаний им не хватает для ее решения, может потребоваться серия уроков-тренингов, которые необходимы для введения новых понятий и решения серии тренировочных задач, где эти понятия применяются, а затем возвращение к проблеме и ее решение.

Исследовательский этап - исследовательский урок(и).

Назначение исследовательского этапа – прохождение учащимися в совместной с учителем деятельности этапа выдвижения гипотез, формулировки, проверки и обоснования утверждений, оформления полученных знаний для их дальнейшего применения. Самостоятельная, парная и групповая работа на исследовательском этапе не только форма организации деятельности учащихся, но и форма, необходимая для развития и проектирования деятельности учителя, когда сам «учитель учится»:

-  педагог иногда вступает в диалог с другими взрослыми для обсуждения и оценки версий, предложенных учащимися;

-  педагог обращается к научному знанию, чтобы правильно по содержанию оценить версии учеников.

Для того, чтобы педагогу успешно организовать учебное исследование учеников, необходимо перед исследовательскими уроками составить проект деятельности. В данном проекте должно быть представлено описание совместной с учениками учебно-исследовательской деятельности по следующей схеме:

- анализ педагогом опыта учеников, освоенных ими способов учебного или предметного действия, программного материала для организации на занятии такой деятельности, которая позволит решать учебные, предметные проблемы (учебное исследование);

- описание педагогом проблемной (-ых) ситуации (й), которая обеспечивает рассогласование в опыте учащихся, представленное через предметный материал – в форме заданий, норм и способов работы учеников с заданием, описания направлений возможных поисков, версий учащихся;

- описание возможных способов (примеров) согласования действий учащихся и педагога при выполнении различных заданий с целью решения проблемы, достижения желаемого результата (модель, новое понятие, новые способы действий учащихся, универсальные умения и т.п.);

- описание возможных рисков для учеников и педагога, нестандартных ситуаций – прогноз версий и действий педагога.

Тренировочный этап – уроки-тренинги. Назначение тренировочного этапа – изучение основных вероятностно-статистических понятий и самостоятельное или совместное с педагогом решение серии стандартных, тренировочных задач с их применением.

Поскольку на тренировочном этапе учащиеся работают с образцами, то им предлагается на определенном этапе, когда они почувствуют уверенность, выбрать темп и формы организации деятельности при выполнении заданий – работать индивидуально или группой.

Учащимся предлагается серия заданий разных уровней сложности. Чтобы перейти на более высокий уровень сложности, необходимо пройти более легкий. Учитель совместно с учениками организует разбор на доске задач только минимального, легкого уровня сложности. Далее учащийся начинает работу самостоятельно (или группой), в случае появления вопросов может задать вопрос учителю, который требует только однозначного ответа: «Да» или «Нет». Такая формулировка вопроса говорит о том, что учащийся знает направление поисков или ответ, но нуждается в подтверждении.

В завершении работы на данном этапе каждый учащийся представляет результаты работы учителю в письменной или устной форме (самостоятельная или контрольная работа).

Диагностический этап – урок-презентация.

Назначение диагностического этапа – самостоятельное проведение учениками учебного исследования с применением вероятностно-статистических методов, а также защита полученных результатов.

Защита работы должна быть официально организована в школе в рамках курсов по выбору и представлена учащимся как особый этап демонстрации, презентации результатов их учебно-исследовательской деятельности, а также как этап получения коллективной экспертной оценки результатов выполненного учебного исследования. Формы могут быть самые разнообразные: защита и оппонирование сверстниками на уроках, выставка результатов учебных мини-исследований учащихся, конференция. Защита открыта в школе для всех девятиклассников, педагогов, родителей.