Программа профильной лаборатории «Учебное исследование в математике», страница 25

По данным таблицы ответить на следующие вопросы:

1. Каково было население Москвы в 2002г.?

2. Какой город в России в 2002 г. был вторым по числу жителей?

3. На сколько выросло население Москвы в 2002 г. по сравнению с 1989 г.?

1.2. Задание 2. Составление таблицы.

Задание предназначено для того, чтобы систематизировать имеющиеся у учащихся знания о таблице как о средстве компактного представления данных.

Содержание задания: исходные данные существуют в несистематизированном виде, задача состоит в том, чтобы определить содержание строк и столбцов таблицы, внести разрозненные результаты в таблицу.

Пример 2. Каждый учащийся знает свои оценки.Составить таблицу оценок вашего класса за последнюю четверть по математике, русскому языку и литературе.

Пример 3. Посчитай буквы «а», «о», «и» в приведенных ниже отрывках и заполни таблицу встречаемости этих букв в 1 и 2 отрывках. Затем реши аналогичную задачу для букв «н» и «т».

1. Из повести Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел»:
Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях, столь известных жителям деревень или городков, например, об ожидании почтового дня: во вторник и пятницу полковая наша канцелярия бывала полна офицерами: кто ждал денег, кто письма, кто газет.

2. Из повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка»:
Вскоре все заговорили о Пугачеве. Толки были различны. Комендант послал урядника с поручением разведать хорошенько обо всем по соседним селениям и крепостям. Урядник возвратился через два дня и объявил, что в степи верст за шестьдесят от крепости видел он множество огней и слышал от башкирцев, что идет неведомая сила.

Тип 2. Обработка данных таблицы

2.1. Задание 3. Качественный анализ данных таблицы.

Задание предназначено для того, чтобы учащиеся обнаружили возможность получать новую информацию об объектах, сопоставляя данные таблицы.

Содержание задания: на основании заполненной таблицы требуется сделать сравнительный анализ данных, находящихся в разных столбцах таблицы. При этом информация таблицы такова, что можно получить результаты без применения специальных статистических методов.

Пример 4. Можно ли по полученным данным предыдущего задания сказать, какая из этих букв чаще используется в русском языке?

Номер отрывка

Буква «а»

Буква «о»

Буква «и»

1

15

23

20

2

14

28

21

Номер отрывка

Буква «н»

Буква «т»

1

12

10

2

15

14

2.2. Задание 4.  Преобразование и дополнение таблицы.

Задание предназначено для того, чтобы учащиеся научились проводить суммирование данных и вносить эти данные в таблицу.

Содержание задания: задание состоит в том, чтобы по заданной таблице найти сумму значений строк/столбцов и дополнить таблицу.