Программа профильной лаборатории «Учебное исследование в математике», страница 2

Организационная структура

1.  Курс «Введение в математическое исследование» - обязателен для всех членов лаборатории. Курс направлен на освоение норм исследовательской деятельности и норм изложения результатов математического исследования. Автор курса Белоконь О.И.

2.  Сцецкурсы двух типов:

·  Направленные на освоение нового материала;

·  Направленные на освоение новых методов и опирающиеся на известный материал;

·  Направленные на освоение нового (экзотического) материала.

В каждом из блоков  должно быть, как минимум, по два спецкурса, чтобы учащиеся могли выбрать один из предложенных.

К первому блоку могут быть отнесены следующие спецкурсы:  ,  «Элементы теории вероятностей и математической статистики» (курс Юдиной Ю.Г. – разрабатывается), «Элементы теории вероятностей и комбинаторика» (курс Дербасовой Е.В. - разрабатывается), «Комплексные числа» (курс Туенок И.А. на базе курса А.И. Щетникова).

Ко второму блоку могут быть отнесены следующие спецкурсы:  «Решение задач с модулем» (курс И.В. Гармашевой), «Решение задач с параметрами» (курс Кривонос Т.Г. - разрабатывается).

К третьему блоку могут быть отнесены следующие спецкурсы:  «Геометрия и комплексные числа», «Матрицы и определители» (курс О.А. Францен), «Элементы алгебраической геометрии» (курс Францен О.А. – разрабатывается), «Равновеликость и равносоставленность геометрических тел» (курс Белоконь О.И. – разрабатывается).

3.  Мастерская и индивидуальные консультации – обязательны для всех участников лаборатории, консультации проводятся в индивидуальном режиме. Задачей мастерской является организация исследовательской деятельности учащихся и патронаж их исследовательских работ.

2. Специальные характеристики материала, содержания и формы предметной работы, формы оценивания на спецкурсах лаборатории

Особенности изучения: методы преподавания и формы организации учебных занятий

Основной метод изучения: усвоение нового содержания через анализ и оформление учащимися своего опыта решения квазиисследовательской (учебно-исследовательской) задачи. Курс состоит из модулей, в которые входят: выполнение  старшеклассниками учебного исследования, осмысление и анализ полученного опыта, построение обобщенных представлений о процессе исследования. Учебно-исследовательская задача вначале решается всей группой в коллективно-распределенной форме,  а затем в малых учебных группах по 2-4 человека.

Методику оформления представлений можно разбить на два этапа. На первом этапе происходит работа с представлениями самих учащихся по поводу рассматриваемого объекта. Представления выкладываются, систематизируются, строится схема, обобщающая полученные результаты. На втором  этапе происходит столкновение представлений учащихся с культурными образцами, схема уточняется, дополняется или проблематизируется, фиксируются результаты. Заметим, что для подобной работы с представлениями необходима коммуникация, что диктует семинарскую, дискуссионную форму занятий.

Основными формами учебных занятий являются семинары и мастерские, а также, на заключительном этапе изучения курса, самостоятельная работа учащихся (проведение самостоятельного математического исследования).

Авторам видится, что наиболее подходящим является блочный принцип изучения данного курса, который с одной стороны, дает возможность более концентрированного введения содержания, с другой стороны, позволяет более эффективно организовать самостоятельную работу учащихся. Занятия в форме мозгового штурма проблемы (не задачи), представляемой школьниками как выполнение открытых заданий (не всегда ясно, что дано и форма того, что должно получиться).

Формы контроля и предъявления результата: результаты работы над проблемой (которая никогда не завершается, проблема не исчерпывается до конца) оформляется в виде теорем и предъявляется на матсерской. Предварительно с учащимися обсуждается структура письменного текста и критерии оценки работы (выдержанность и полнота структуры, оригинальность, практическое и познавательное значение и т.д.). Основной формой контроля является описание хода рассуждений, решения задач. Итоговой формой контроля является написание творческой работы по задачам того или иного курса, оформленной согласно требованиям.