Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 9

По мнению философа, иерархическая система наук имеет следующий вид: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Социология как учение об обществе в «сонме» наук появляется впервые благодаря Конту, поэтому он считается основателем этой науки. Он называл социологию «социальной физикой» (своеобразной «социальной инженерией»), а единство биологического и социального знания – основой психологии.

Эта иерархия наук – вечна и неизменна, она может только уточняться и детализироваться. Непосредственное назначение этой иерархии – доказательство возможности и необходимости науки социологии. Содержание иерархии – обоснование роли и значения позитивистской философии, средством распространения которой должна была быть пропаганда в системе высшего народного образования. Основными распространителями этой философии должны были быть, согласно создателю, не только ученые, но и артисты, пролетарии и женщины.

Бурно развивающуюся науку XX века, как правило, классифицируют по нескольким основаниям. По характеру результатов научного исследования, науки делятся на фундаментальные (познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы) и прикладные (разработка способов применения фундаментальных наук для решения не столько познавательных, сколько социально-практических проблем).

С точки зрения предмета исследования науки делятся на естественные (о природе), гуманитарные (об обществе, человеке и ментальном), математические (знаковые), технические (о способах использования знаний и работе на их основе). К первым могут быть отнесены: физика, химия, биология, экология, биохимия и т.п. Ко вторым – история, филология, экономика, юриспруденция, логика, психология и др. К третьим – математика, информатика, семиотика (наука о знаках), семантика (теория значения) и др. К четвертым – медицинские, сельскохозяйственные, социологические, инженерные (металловедение, полупроводниковые технологии) и др. науки.

Наконец, выделяются монодисциплинарные (статустные) науки и междисциплинарные исследования. К первым можно отнести все, только что названное, ко вторым – бионику, экономическую географию, физхимию, социальную экологию и др.

6. Социальные аспекты бытия науки.

Положение науки в обществе определяется как реальными социальными формами, в которых осуществляется ее развитие, так и представлениями, которые складываются о ней в обществе.

Чем более высокого уровня достигает наука, чем весомей ее статус, тем разнообразней и неоднозначней представления о ней. И часто эти представления имеют мало общего с ее реальным функционированием, причем это не только представления людей вне науки, но самих ученых.

По степени знакомства с реальным процессом научной работы образы науки можно классифицировать следующим образом:

             Профессионалы                                           Непрофессионалы

Ученые    Науковеды,   Экспертные         Популяри-    Некритиче-   Фобии

                  историки и   группы                    зации          ская вера

                  философы                                                         в науку 

                   науки

С точки зрения того, как оценивается суть науки, в каком облике предстается сознанию отдельных людей и социальных групп «мир» науки, можно выделить следующие подходы: техногенно-индустриальный образ (наука – система добывания знаний для целей технического прогресса, наука – дело истории и культуры); эволюционно-теургический образ (наука – эволюционная сила, не противоречащая божественному промыслу, наука – дело Бога и природы);  экзистенциально-творческий (наука – особый вид человеческой деятельности, особый тип творчества, образ жизни, дело «невидимого колледжа» избранников истины).

На основе функционирования различных образов науки формируются противоположные друг другу философско-мировоззренческие ориентации, концепции и идеологии: сциентизм – антисциентизм, интернализм – экстернализм, технократизм – технофобии.