Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 6

- наука формирует определенный социальный тип человека, который способен осуществлять ее развитие. Это ученый, который, во-первых, включен в научную школу, где происходит социализация его в научном сообществе в процессе специального обучения средствам и приемам научного исследования, во-вторых – в определенную систему ценностных ориентаций науки. Важнейшие из этих ценностей – направленность на достижение объективной истины и получение нового знания посредством открытий.

Развитая система методов и ценностей делает науку не просто теоретически зрелой, но и самодостаточной (свершенной) и автономной в социокультурном отношении, что выводит ее на новый этап развития.  Она вновь обращается в своему источнику – обыденному познанию – но уже в совершенно ином качестве. Чаще всего она понимается как главная теоретическая сила объяснения и организации жизни людей. Реже – как мир особого творчества истины, до конца открывающийся лишь посвященным, или как источник необоснованных и даже опасных претензий «высоколобых интеллектуалов» разумно усовершенствовать жизнь людей.

На этом этапе наука, не теряя своей автономности, может пользоваться не только сугубо научными методами, но и задействовать приемы, модели, образы из любой области культуры. Она расширяет свои полномочия за счет различных видов и форм вненаучного знания.  Она поляризуется: в ней есть свои «галерники» – люди, выполняющие самую рутинную исследовательскую работу и «аристократы» – те, кто совершают открытия, разрабатывают новые области знаний, занимаются высоким интеллектуальным творчеством.

Возникает существенное различие между реальной практикой научной жизни и теми образами науки, которые формируются в сознании разных социальных слоев. Происходит самое значительное размежевание наук на фундаментальные и прикладные. Наука ощущает себя не просто отдельной отраслью культуры, а своеобразной  «вселенной», своеобразным «государством в государстве» среди других культурных форм.

Тогда основным определением науки становится второе (и дополнительное к нему третье) из названных в начале раздела. Наука – это сфера человеческой деятельности, воплощающей и реализующей собой рациональный способ познания мира. Это деятельность по выработке и теоретической систематизации знаний о действительности, основанная на эмпирической проверке и математическом доказательстве. Это «индустрия» открытий, объяснений, внедрений. Научное познание – это сущность процесса познания мира, его максимально эффективная формализация, в ней всегда предпочтение отдается наиболее развитому и совершенному знанию.

4. Важнейшие характеристики науки.

Постепенно возникает определенная интегральная общепризнанная картина науки, которая приписывает ей следующие специфические черты:

- Универсальность – наука вырабатывает и сообщает обществу знания, истинные для всего универсума, при тех условиях, при которых они получены человеком. (Своеобразный фундаментализм, стремление к всеохватности исследования).

- Фрагментарность – наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры. Кроме того, сама наука делится на отдельные дисциплины. Фрагментарность ассоциируется с точностью и конкретностью постановки задач. Поэтому при необходимости для обозначения наиболее общих явлений в науке могут использоваться понятия «реальность», «действительность», «реальное положение дел» и т.п., но не философское понятие бытия. (Детализация исследования.)

- Общезначимость – наука получаемые знания имеют одно значение и одинаково пригодны для всех людей. Язык науки – однозначный, фиксирующий термины и понятия, – предназначен для фиксации таких знаний и способствует интеллектуальному единству и социальному объединению людей. (Наука одна для всех.)

- Обезличенность (надсубъективность) – в конечных результатах научного исследования не должны быть представлены никакие  индивидуальные особенности ученого, ни его национальность, ни культура страны проживания, ни пристрастия и привязанности, ни особенности характера. Конечные результаты должны быть заполнены только объективными характеристиками предмета исследования. (Наука одна и ничья.)