Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 4

Многие исследователи в XX веке не принимали такого жесткого разделения. В этом отношении выделялись две точки зрения. Одна исходила из того, что человек, несмотря на свое духовное достояние, остается элементом природы, поэтому все науки, в том числе и науке о духе, в конечном счете, являются естественными науками. (Например, зоолог Эрнст Геккель и историк Курт Брейзинг).

Другая позиция, наоборот, что все науки являются, в конечном счете, науками о духе. В этом случае «науки о духе» превращаются в «науку о духе», а главным различением становится не противопоставление естественнонаучного и гуманитарного знания, а различение рационального и иррационального познание.

Рационалистический вариант этой позиции реализован в системе объективного идеализма Гегеля, а иррационалистический в антропософии, основанной Р. Штайнером. В первом случае конкретные науки оказываются науками о духе опосредованно, поскольку, в конечном счете, выполняют цели мировой идеи, как и все, что существует в этом мире, во втором – непосредственно.

Наука о духе – тайное учение, духовное созерцание, благодаря которому самые недоступные дали стали бы таким же непосредственно близкими для восприятия, как и осязаемые предметы. Это возможно, поскольку предметы физического мира – уплотненные образования духа. Подлинное проникновение в суть физического мира – проникновение в его духовную суть. (В разработке этой идеи антропософия напрямую обращается к восточной мудрости.)

Своеобразным итогом всех этих представлений является тезис о наличии двух научных культур, параллельных и независимых друг то друга, выдвинутый в середине XX века Б. Сноу. Все интеллектуалы делятся на два лагеря: техническая и художественная интеллигенция. В Советском Союзе результатом этого была знаменитая дискуссия о физиках и лириках. И сейчас совершенно неинтересным общим местом стало различение способностей людей на технарей и гуманитариев.

К концу XX века это различение естествознания и гуманитаристики перестает быть таким же актуальным, причем не столько из-за сближения предметов исследования. Сколько из-за сближения методов. Рациональный естественно-научный метод все шире проникает в гуманитарную сферу, формируя целостное научное знание общества. А естественные науки, в свою очередь, приобретают все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству.

Именно поэтому разговор о естествознании имеет смысл начать с разговора о науке.

II. Наука: ее структура и место в культуре.

Наука имеет множество определений. Самые важные из них: отрасль культуры, способ познания мира, структура дисциплин, социальный  институт. Можно выделить еще одно, «экзотическое» – «наука – это образ жизни».

1. Культурологический статус науки.

Самой общей характеристикой науки является первое. В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека, его познавательные и творческие способности, а также его воздействие и взаимоотношение с окружающей природой определятся состоянием культуры.

Прямое значение латинского корня слова «культура» – возделывание, воспитание, образование, развитие. Другой его смысл связан со слом «культ». В целом культура может быть определена как особое пространство «возделывания» человека в его небиологических возможностях, как система надбиологических (негенетических) кодов его эволюции, и как все, что, в отличие от данного природой создано человеком.

Наука является одним из таких негенетических кодов, одной из отраслей или одним из разделов культуры. Эти отрасли находятся в сложной системе взаимоотношений и исторической преемственности. Если в древности важнейшее место в системе культуры занимала мистика, в античности – мифология, в средневековье – религия, то, начиная с Нового времени, – это наука. В XX веке возникает даже такое понятие как «процесс онаучивания человеческой жизни».

2. Наука и другие формы культуы.

В системе культурных форм наука занимает особое место, и по-разному соотносится с другими областями культуры.