Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 16

3. Знание, его суть и виды.

Познание – это процесс выработки знания и освоения с его помощью окружающей действительности. Именно в научном познании знание становится подлинным центром, одновременно главной целью и главным инструментом познания. Ответить на вопрос, что такое знание однозначно вряд ли возможно.

Уже древние считали, что знание не может быть ложным, что оно непогрешимое состояние разума, противоположное «доксе» – мнению. Знание – то, что противоположно заблуждению, лжи. Как истинное рассматривает знание и современная эпистемология, хотя и не в такой радикальной форме, поскольку противоположность «знание – мнение» заменена противоположностью «научное знание – вненаучное знание».

В первом случае речь идет о полноте знания, которая рассматривается как гарант его истины, во втором же  – о правильности и строгости, которые и понимаются как истинные. Но в любом случае знание связано с адекватной работой нашего сознания.

Стандартная эпистемологическая трактовка того, что «субъект S  знает некоторый предмет P» включает в себя следующие условия:

- истинности (адекватности) – «S знает P, если истинно, что P». Если я утверждаю, что Волга впадает в Каспийское море, то это выражение моего знания; если говорю, что-то иное, то это выражение незнания. Знание – не мнение, не заблуждение, не ложь, не абсурд.

- убежденности (веры, приемлемости) – «если S знает P, то S убежден (верит) в P». Но это условие определяется первым (выше названным). Знание обеспечивает веру, а не наоборот. Знание – не пустой выхолощенный информативный шаблон, но режим знания не допускает, чтобы, глядя из окна на улицу, можно было сказать: «На улице солнечно, но я этому не верю».

- обоснованности – «S знает P, когда может обосновать свое убеждение в P».Способы обоснования могут быть различными, но наиболее допустимыми и общепризнанными являются  сформулированные аргументы логики и науки. Знание – не просто счастливая догадка.

В соответствии с этим знание определяют как адекватное и обоснованное убеждение. Такое понимание знания соотнесено со «стандартной концепцией науки» и вместе с ней подверглось в конце XX века критическому анализу. И стало ясно, что, во-первых, могут быть убеждения, обладающие всеми тремя характеристиками знания, но знанием не являющиеся. Во-вторых – что характеристику истинности понимается не только как требование достоверности, а и как требование безошибочности, что редко может быть выполнимо.

Тогда возникает идея о различных типах и уровнях знания. Первым на это обратил внимание Л. Вингенштейн, который попытался рассмотреть различные смыслы, вкладываемые в слова: «Я знаю». На основании этого признака можно выделить следующие типы знания:

- знание-компетенция (я знаю, как играть на гитаре);

- знание-знакомство (я хорошо знаю Москву);

- знание-информация (я знаю, что всякий живой организм состоит из клеток);

- знание-понимание (я знаю, как тебе больно);

- знание-переживание (я знаю по личному опыту, что такое радость):

- неявное знание (я могу пройти по собственной комнате с закрытыми глазами, или избежать столкновения с начальником, правильно отреагировав на выражение его лица).

Первые три типа знания свойственны, прежде всего, естественным наукам. Следующие три – гуманитарным. Первые три типа обеспечивают функцию объяснения и описания, вторые – понимания и толкования (интерпретации).

Преимущественное внимание к первым трем типам приводит к выделению трех уровней знания: перцептивное, обыденное и научное. 1 – знание, возникающее благодаря нашим органам чувств («Что я вижу, то вижу!» – по словам М. Шлика), 2 – знания «здравого смысла» (наивные, некритические обобщения и теоретизации), 3 – экспериментально и теоретически оформленное знание науки. Теоретически степень убежденности и однозначности возрастает при переходе к каждому следующему уровню, а практической очевидности – уменьшается.