Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 8

Философия

умозрительная

 

Философия

практическая

 

Философия

изобразительная

 
 


1. Первая философия             1. Этика                                1. Поэтика

2. Вторая философия             2. Экономика                        2. Риторика

3. Математика                        3. Политика                           3. Искусство

Необычную классификацию наук предложил основатель науки Нового времени Ф. Бэкон. По его мнению, наука не особая углубленная, созерцающая мудрость, а практически значимое знание, обеспечивающее счастье и могущество человека. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание – сила!». Поэтому он проводил четкое различение между богопознанием и познанием природы. Все познаваемое человеком делится на теологию и философию. Первая – область веры, вторая – знания, объединяющего различные науки.

Классификация наук, связанных со знанием, исходит из особенностей органов чувств человека. Входящие через органы чувств образы предметов могут сохраняться душой разными способами. Собираться в памяти, подражать им воображением, или перерабатывать их в понятия рассудком. Подразделение наук связано с этими различными способностями человеческой души. На памяти основана история, на воображении – поэзия, на рассудке – философия.

История делится на гражданскую и естественную. Естественная история подразделяется на повествовательную и индуктивную. Поэзия делится на параболическую (басни), драматическую и описательную. Философия делится на естественную философию (физика абстрактов, физика конкретов, математика) учение о человеке, и учение о Боге (нетеологическое).

Физика абстрактов называется еще «теоретической философией» и направлена на изучение форм или законов природы. Физика конкретов – это «натуральная магия» – практическое опытное исследование многокачественной природы и материи. В опытном исследовании важно различение «плодоносных» и «светоносных» опытов.

Реальное развитие науки в XVII-XVIII веках привело к формированию основных, известных ныне наук. Представители немецкой классической философии впервые попытались их классифицировать. Так, Й. Шеллинг создал спекулятивную натурфилософию, в которой описал иерархию естественных сил («потенций») природы, как преддверия, «трона» духа. Это иерархия восхождения Абсолюта от низших к высшим ступеням через механизм, химизм и организм.  А Гегель разделил свою философию природы на три научных раздела: механика,  физика, органика.

Самой близкой к современным представлениям является классификация О. Конта. Он сформулировал несколько законов относительно структуры и динамики науки. Первый закон – трех стадий интеллектуального развития. В нем утверждается, что человечество проходит три стадии своей мыслительной эволюции: теологическую, философскую (метафизическую) и научную (позитивную). Через эти стадии проходят все типы культуры и сознания: индивидуальные, общественные, национальные.

Признаком, по которому можно судить о наступлении позитивной стадии, является закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Все, что не доступно наблюдению и точному описанию, не имеет реального смысла и не является научным.

Наука должна расширять границы реального («здравого») смысла, а значит расширять себя, но расширять системно. Учение о строении и организации науки было назвало Контом энциклопедическим законом или иерархией наук. Наука не может иметь принципиальных «белых пятен». Корпус науки должен быть «достроен» до верхних этажей, так чтобы науки располагались в порядке, отражавшем возрастание степени их сложности. Тогда недостающие науке знания будут образовывать перспективу ее уточнения и совершенствования, а не радикальной трансформации.