Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 7

- Систематичность – наука не является бессвязным набором частей, а имеет определенную структуру, иерархию взаимодополняющих дисциплин, систем знаний. (Наука ограничена, закрыта в системе наук, ее составляющих.)

- Незавершенность – научное знание не может достичь абсолютной истины, после чего уже нечего будет исследовать. Исследовательская перспектива науки не имеет границ. (Наука – открытая познавательная система.)

- Преемственность – новые знания в науке надстраиваются над старыми и возникают из них определенным образом и по строгим правилам, известным и часто специально разрабатываемым. (Наука – индустрия открытий.)

- Критичность – в науке требуется готовность к любым неожиданным открытиям и готовность поставить под сомнение и пересмотреть любые, даже основополагающие результаты. Признание действительно научными только тех положений, которые поддаются фальсификации, т.е. опровержению. (Наука требует «сумасшедших идей».)

- Достоверность – научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам. Важнейший принцип науки – верификация т.е. подтверждение опытом теоретических положений. Благодаря этому научные выводы приобретают статус не только истинных, но и незыблемых и морально обязательных знаний. (Наука – самая надежная основа интеллектуальной порядочности, а значит и, в целом, нравственности.)

- Внеморальность – научные истины нейтральны в моральном плане, не имеют нравственной оценки, а только оценку истинно или ложно. Этические оценки могут относиться только к деятельности по получению и применению знания. (Нравственным или безнравственным может быть только ученый или сообщество, использующее науку, а не само научное исследование.)

- Рациональность – научные знания получаются на основе рациональных процедур и законов логики, с помощью формирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня. ( В научное знание не должны проникать фантазии, предрассудки и иные иррациональные феномены.)

- Эмпиричность (опытность, чувственность) – научные результаты требуют эмпирической проверки, после чего и признаются достоверными. При этом, эмпирическая проверка должна по возможности быть доведена по уровня реального восприятия. Если это невозможно, функции восприятия выполняют метафоры, образные характеристики и даже математические модели. (Научным результатам всегда, по возможности, придается облик очевидный, аксиоматически принимаемый человеческим сознанием.)

- Прогнозированность – научные знания должны содержать в себе возможность предвидения грядущих событий в определенной области фактов. (Научная мысль направлена из настоящего в будущее.)

- Детерминированность – научные факты эмпирического характера должны быть не только описаны, но и причинно объяснены и обусловлены, т.е. должны быть раскрыты причины изучаемых объектов действительности. (Научная мысль направлена из настоящего в прошлое, в предшествование).

Эти черты науки образуют диалектически взаимосвязанные пары, в каждой из которых первая черта характеризует некоторую предельную установку науки, а вторая – способ, которым наука стремится ее реализовать.

5.Классификация науки.

Важнейшей специфической чертой науки является  ее структурность, т.е. наличие в ней логично организованной системы научных дисциплин, или отдельных наук. Классификация наук является не просто их перечнем. Она строится на основе определенных фундаментальных представлений о природе науки и показывает складывающиеся между науками отношения как выражение фундаментальных законов как самой природы, так и процесса ее познания.

История науки насчитывает много таких классификаций. Первой среди них можно считать аристотелевскую. Аристотель, как известно, рассматривал науку как правильно построенное рассуждение, как то, что оперирует суждением. Поскольку всякое суждение направлено либо на деятельность, либо на творчество, либо на умозрительное, то все науки делятся на теоретические, практические, и продуктивные (творческие). Последователи Аристотеля классифицировали его представления о структуре науки следующим образом: