Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 19

Понятие факт имеет следующие основные значения: 1. Этимологически factum – все сделанное свершившееся; 2. Факт – некоторый фрагмент действительности (предмет, процесс, событие, результат), возможно даже действительности сознания, тогда говорят о «фактах сознания»; 3. Факт – это знание о каком-либо явлении, достоверность которого доказана (синоним истины); 4. Факт – это предложение фиксирующее эмпирическое знание.

Второе и третье значение резюмируются в понятии «научный факт». Последний становится таковым тогда, когда является элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту систему. Большинство ученых уверены, что научного факта не может быть вне системы научных понятий.

Проблема, гипотеза и теория – формы, образующие единство теоретического познания. Причем теория, с одной стороны, надстраивается над проблемой и гипотезой, систематизируя материал, который они выявляют, а с другой – является той мыслительной «панорамой», в которой только и становится  ясным содержание проблем и гипотез.

Проблема – форма теоретического знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но необходимо познать, то, что заявляет себя в качестве такой необходимости. Это своеобразное знание о незнании. Поэтому проблема – не застывшая форма знания, а процесс, включающий в себя два момента: постановку и решение. Они характеризуются правильным выведением проблемного знания  из предшествующих фактов и выявлением и обобщением необходимых предпосылок успешного решения.

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположения, сформулированные на основе ряда фактов, истинное значение которых не определено и нуждается в доказательстве. В ходе доказательства гипотез одни из них становятся теориями, другие видоизменяются, при этом выдвижение новой гипотезы опирается на проверку старой, третьи отбрасываются, интерпретируемые как заблуждения.

Научная гипотеза – не простое предположение. Она должна соответствовать установленным в науке законам и быть согласованной исходным фактическим материалом, который она и пытается объяснить. В этом случае гипотеза подвергается научной проверке, которая не сводится только к нахождению соответствующих эмпирических подтверждений или опровержений.

Причем даже найденное эмпирическое подтверждение, будучи единичным, или эмпирическое подтверждение следствий из нее не гарантирует истинности гипотезы. И, наоборот, найденное эмпирическое опровержение не обязательно означает ее ложность, особенно в периоды научных революций. Истинность гипотез проверяется совокупностью научной практики в течение достаточно длительного временного отрезка.

По предмету научного исследования гипотезы делятся на общие (для ряда наук) и частные (для одной науки). По типу научных задач, выполняемых гипотезами, их делят на рабочие (выполняющие функцию упорядочения познавательных процедур в качестве наиболее вероятных предположений) и ad hoc-гипотезы («на случай», самые маловероятные).

Движение научного знания может быть как от фактов к теории, так и наоборот. Но чем развитей наука, тем чаще в ней реализуется второе направление. Научное познание начинается с постановки проблемы. Через гипотезу проблема движет научное познание к теории. Решение проблемы начинается с формулировки объект-гипотезы, под которую собираются факты. Их первичная интерпретация делает гипотезу состоявшейся, а последующая превращает в теорию в общеупотребительном смысле этого слова.

Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное отражение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Теория отличается от гипотезы тем, что является знанием достоверным, а не вероятностным. Поэтому именно теоретическое знание, а не эмпирическое определяет суть научного познания. По степени развитости теоретического аппарата судят о развитости науки.