Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 10

С точки зрения понимания социокультурной сути науки различаются ориентации сциентизма и антисциентизма.

Сциентизм – позиция уверенности в перспективности науки и ее способности решить все принципиальные познавательные и социальные проблемы человечества. Это позиция «чистой», ценностно-нейтральной, «большой науки».

Антисциентизм – позиция недоверия науке и технике, пессимистическая оценка их перспектив, убеждение в антигуманной сути науки.

По поводу оценки природы научного исследования и научных теорий, а также характера исторического развития науки формируются две концепции: интернализма и экстернализма.

Интернализм – концепция, рассматривающая науку и, прежде всего, характер ее исторического развития с позиций рационализма. Суть науки определяется ее внутренним устройством, особенностями научного познания. Ее история – это интеллектуальная история идей.

Экстернализм – концепция, рассматривающая науку и, прежде всего, характер ее исторического развития с позиций социологии и культурологии. Природа науки определяется внешним социокультурным контекстом ее существования: «социальными заказами», «социоэкономическими условиями», психологическими параметрами. История науки – это цепь компромиссов с социумом.

Социально-политические и социально-психологические формы восприятия науки социумом рождают идеологии технократизма и технофобий.

Технократизм – идеология безусловного приоритета науки и техники в общественной жизни, требующая установления власти технических специалистов, с тем, чтобы управление общественными процессами строилось на базе научного знания, применяемого группами технических специалистов в интересах всего общества, а не на основе следования за частными интересами тех или иных слоев.

Технофобии – мировоззрение (и даже мироощущение) страха перед наукой и техникой, возникающее на почве отчуждения результатов научной деятельности и даже самой науки от процесса жизни обычного гражданина социума. Для такого сознания наука и техника не только не являются безусловным благом, но, наоборот, рассматриваются главной причиной утраты людьми гуманистических и нравственных идеалов и всевозможных экологических бедствий.

Социальные формы бытия науки можно условно разделить на внутренние и внешние. Первые определяются деятельностью научных сообществ и существующей в науке иерархии званий и должностей. Вторые – особенностями функционирования институтов науки в обществе и теми «социальными заказами», которые она выполняет.

Научное сообщество – это совокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании целей науки и ее отношений к социальной среде. Научные сообщества возникают следствие коллективного характера производства научных знаний и объединяются благодаря наличию единых норм и идеалов, регулирующих исследовательскую деятельность ученых, создающих, как иногда говорят «этос науки».

Понятие научного сообщества введено в научный обиход М. Полани и Т. Куном. Об «этосе науки» и ее важнейших ценностях впервые заговорил Р. Мертон. По его мнению, жизнь научного сообщества определяется четырьмя ценностями (или императивами):

- Универсализм – ученые в оценке деятельности своих коллег и своей собственной должны стремиться исходить не из личных симпатий и антипатий, а исключительно их общезначимых критериев и доказательности знания;

 - Коллективизм – научное знание, являясь делом научного коллектива, должно быть открыто для оценки и подтверждения любым (даже конкурирующим) научным сообществом.

- Бескорыстие – интересы и цели самого научного исследования ученый всегда ставит выше других интересов, как материальных, так и амбициозных, и всегда готов согласиться с любыми хорошо обоснованными аргументами и фактами, даже если они противоречат его представлениям;

- Организованный скептицизм – установка на предельную самокритичность, участие в рациональной критике имеющегося знания в целях его постоянного улучшения.