Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 22

Она является индетерминистской (отрицающей наличие в мире жестких однозначных причинно-следственных связей), статистической, рассматривающей причинно-следственные связи в нежесткой модели: любая причина имеет «поле» возможных следствий, и возможность реализации того или иного имеет вероятностный статистических характер.

Реляционная картина мир способствует появлению биологической и антропологической картин мира. Знание о живом, нестабильном, неоднозначном, способном к саморазвитию через: а) сингулярности (единственно-уникальные саморазвивающиеся образования) и б) бифуркации (видообразования, разделения, возникновения новых строго недетерминированных образований) выдвигается в центр науки.

С развитием науки степень наглядности, «картинности» НКМ меняется под влиянием массы исторических и теоретических обстоятельств. Общая тенденция этих изменений – уменьшение степени наглядности и увеличение абстрактности и символичности. В первой половине XX века знаменитый немецкий физик М. Планк утверждал, что прогрессирующее удаление физической картины мира от мира чувственного означает не что иное, как увеличение приближения к реальной действительности – физическому миру, трансцендентному по отношению к миру переживания.

В рамках физической картины мира это означает, что наглядность переходит в математику, она приобретает по преимуществу количественный, а не качественный характер. Современная физическая картина мира состоит из системы уравнений, нет имеющих доступного для наблюдения эмпирического эквивалента, она является формализированной математической моделью для понимания мира.

Биологическая и, тем более, антропная картина мира не являются уже и статистическими, они полностью индетерминистские. Они организуются по нарративному (повествующему) принципу и в полной мере «расцвечивают» математическое моделирование компьютерным. Поэтому современная картина мира не только нормативна и интегративная, но и парадигмальна (парадигма – образец, регулятивная подвижная норма, самый обширный стандарт понимания), исторична, социологична, психологична и т.п. Она представляет мир на основе принципов эволюционизма.

С исторической точки зрения эволюция НКМ описывается через три этапа: классическая, неклассическая и постнеклассическая. Классическая – это механическая, лапласовская наука. Неклассическая – наука, опирающаяся на термодинамику, квантовую механику и теорию относительности. Постнеклассическая – это синергетическая картина мира. (Синергетика – общенаучная теория самоорганизации и эволюции открытых неравновесных систем; шире, мировоззрение, философия нестабильности.)

В свою очередь постнекласическая картина мира создает три сменяющие друг друга модели понимания мироустройства и самой науки. 1. – линейно-ступенчатая. 2. – развертывающаяся по спирали. 3. – древовидная, ветвящаяся.

Понятие картины мира очень близко понятию парадигмы. После того как в 60-е годы XX века это понятие было предложено известным философом и историком науки Т. Куном, оно стало даже более употребительным в философской литературе. Но понятие парадигмы намного теснее смыкается с понятием метода и описывает прежде всего историческую динамику научного познания. НКМ предполагает определенную систему методов, парадигма их формулирует и предписывает и «списывает» в исторический архив науки.

Д) Методы науки. Понятие метод имеет большую историю. Само слово имеет греческое происхождение и состоит из двух корней: «мета» – сверх и «одоз» – правильный, точный путь. И значит, в прямом значении метод – это метапуть, абсолютно совершенный правильный путь, сверхпуть.

Под методом понимается совокупность определенных правил, приемов, способов, норм и ограничений познания и действия. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования действительности

Метод обладает эпистемологическим, эвристическим и экзистенциальным значением. Первым –  поскольку метод является способом, формализмом, заданным правилом, системой предписаний для осуществления познания. Вторым – поскольку важнейшей целью применения методов в науке является свершение открытий. Третьим – поскольку не только используется в науке, но и организует практическую жизнь человека, и даже формирует особую форму жизни.