Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 20

Любая теоретическая система должна удовлетворять двум основным требованиям: а) не противоречить данным опыта; и б) быть в принципе проверяемой (верифицируемой или фальсифицируемой) на основе опыта. Она должна, также, преследовать две цели: а) охватить по возможности все явления изучаемой области в их взаимосвязи (добиваться полноты); и б) добываться этого на основе минимального количества аксиом и законов (добываться «логической единственности»).

Помимо этого теория призвана решать принципиальные практические задачи, быть тем или иным способом воплощенной в практику. И часто она рассматривается как руководство к действию по изменению реальности. Поэтому часто говорят, что нет ничего практичней, чем хорошая теория.

Образ «хорошей» теории складывается из нескольких критериев относительной применимости: а) информативность; б) логическая строгость; в) необходимая объяснительная и предсказательная сила; г) проверяемость фактами. Если названные критерии в совокупности выполняются, то теория оказывается способной лучше выдерживать конкуренцию со стороны других теорий (отчего и считается хорошей).

Формирование теории из гипотезы не простая процедура использования обычных приемов индукции, дедукции, формализации и т.п. Теория создается в процессе сложной работы по созданию и использованию идеализированного объекта. Идеализированный объект – это теоретическая модель существенных связей действительности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализаций. Он выступает не только теоретической, мыслительной моделью реальности, но и неявно содержит в себе определенную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

Многообразные формы идеализации определяют и многообразие идеализированных объектов. Этим определяется и многообразие теорий: 1.теории описательного типа (качественные, нестрогие); 2. Современные математизированные теории (строгие, количественные); 3. Дедуктивные теоретические системы.

Кроме того теории могут различаться по предмету, представленному идеализированным объектом, по степени охвата закономерностей движения объекта. Теории опытных наук делятся на феноменологические (описательные, упорядочивающие) и нефеноменологические (объясняющие, раскрывающие глубинные механизмы взаимодействий) – например, геометрическая оптика, термодинамика, педагогические науки и др. и физическая оптика, теория эволюции и др. По критериям точности предсказания теории делятся на достоверные и вероятностные.

В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты теории: 1. Исходную эмпирическую основу, получаемую в ходе экспериментов и требующую теоретического разъяснения; 2. Исходную теоретическую основу – множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект; 3. Логику теории – множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства; 4. Совокупность выделенных в теории   утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания.

Особую структуру имеют теории социально-гуманитарных наук. Их объяснительная сила опирается на процедуры понимания (вживания, вчувствования) и на изменении характера процедур описания (оно становится интерпретирующим – толкующим  и нарративным – повествующим). Поэтому форма теории здесь дополняется особой форма научного познания – текстом.

Текст (от лат. textus – ткань, соединение) может пониматься достаточно строго, как завершенная смысловая и знаковая система, представляющая некоторый фрагмент действительности, но обладающая при этом и самостоятельным статусом. В конце концов, весь мир может пониматься как текст. А язык, как основной материал текста потенциально заключает в себе все смыслы окружающего мира, которые нужно только уметь правильно выговорить.