Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 3

Обращение к концептуальным основам естествознания предполагает в качестве важнейшей характеристики последнего его соотнесенность с наукой и философией.

Естествознание, наука и философия могут рассматриваться как различные способы и уровни постижения мира, которые определяются особенностями и возможностями человеческой культуры. Все три феномена – неотъемлемые элементы культуры. Они вырабатывают знания, формируют целостный взгляд на окружающую действительность, служат инструментом ориентации человека в мире.

В них по-разному реализуется стремление людей найти общее в окружающем их многообразии вещей и явлений природы. Это стремление воплощается в представлениях о единстве мира, в создании картин мира, являющихся результатом синтеза отдельных наук, философии и в определенной степени художественного, религиозного, социального и др. опыта людей.

Исторически все эти три области духовной и познавательной деятельности людей совпадали друг с другом и составляли пространство единой мудрости – древней философии. В ней соединялись гениальные догадки (гипотезы) о строении мира, духовно-философские прозрения в его суть и самосознание человека. Постепенно из этой целостности выделялись отдельные области научного знания, а много позже большинство из ни осознало себя как особые естественнонаучные дисциплины.

В этом движении от философии к естествознанию  задача создания единой картины мира все больше сдвигается в «поле» интересов философии, но не уходит совсем из естествознания. Не случайно уже в XX веке А. Эйнштейн говорил: «Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки».

Естествознание осознает себя особой областью науки, тогда, когда происходит четкое разграничение естественнонаучного и гуманитарного знания. Реальная научная работа формирует такое осознание в течение приблизительно двух веков (XVII-XVII вв.) Теоретическое оформление идея о различении двух типов наук получила в Баденской школе неокантианства (вторая половина XIX века; другая школа неокантианства – Марбургская). Представитель неокантианской школы В. Виндельбанд различал номотетические (законополагающие), генерализирующие, естественные науки и идеографические, индивидуализирующие науки о культуре.

Эти типы наук различаются предметом и методом. Предмет одних – природа, других – культура. Метод первых – выявлять (генерализировать) общие законы для многообразных фактов природы с помощью наблюдений, опытов, экспериментов, вторых – выделять единичные уникальные в своем существовании «факты» культуры с помощью идей. Взгляды Виндельбанда были подхвачены культурой века XX, но ее истоки можно найти уже в античной культуре.

Понятие «philosophia naturalis» (натуральная философия) впервые встречается у Сенеки (I век), а выделение особой области гуманитарного мышления связано с именем Цицерона (I век до н.э.), который говорил о гуманизме как высшем культурном и нравственном развитии человеческих способностей, подразумевая рефлектированный антропоцентризм.

Неокантианская философия, безусловно, осмыслила непосредственно предшествующие ей представления и придала им завершенную форму. Можно, например, упомянуть размышления Гегеля, различавшего универсальную науку логики и иерархию частных наук. Или воззрения О. Конта, выделившего из системы естественных наук особую науку социологию, которую он называл еще и «социальной физикой».

Непосредственное развитие неокантианские идеи получили, прежде всего, в воззрениях В. Дильтея. Он утверждал, что существует резкая грань между науками о духе и науками о природе. Науки о духе, или культуре, или истории имеют герменевтическую природу, строятся на процедуре понимания, и даже вживания. Науки о природе аналитичны и строятся на процедуре объяснения и доказательства. Науке о природе направлены на поиски объективных причин, в науках о духе принцип причинности имеет значение, только если дополнен принципом цели, суждением ценности и внесением смысла.